Найти в Дзене
Мастер Творцов

Питер Брейгель-старший – «Обращение Савла» (1567 год)

Горный лесной пейзаж доминирует на картине Питера Брейгеля-старшего (годы жизни 1525-1569) под названием «Обращение Савла». Двигаясь по диагонали от центра переднего плана произведения к правому заднему плану, толпа людей, в том числе несколько бравых солдат в доспехах, зиждется в расщелине в скале. А на левом заднем плане полотна, прямо за гребнем горы, простирается спокойный водоём. Хотя эта работа номинально и сосредоточена на библейской истории обращения святого Савла (Павла) по дороге в Дамаск (современная столица Сирии), Брейгель-старший радикально отошёл от традиционных живописных подходов к религиозному повествованию, сделав пейзаж и населяющую его человеческую массу центральным предметом работы. Нужно внимательно приглядеться среди фигур, идущих по горной тропе, дабы увидеть новообращённого, сброшенного с лошади и лежащего на земле Савла в ту пору, когда Бог поражает его слепотой. И действительно, без интерпретирующего намёка, содержащегося в названии произведения, можно было
Питер Брейгель-старший – «Обращение Савла»
Питер Брейгель-старший – «Обращение Савла»

Горный лесной пейзаж доминирует на картине Питера Брейгеля-старшего (годы жизни 1525-1569) под названием «Обращение Савла». Двигаясь по диагонали от центра переднего плана произведения к правому заднему плану, толпа людей, в том числе несколько бравых солдат в доспехах, зиждется в расщелине в скале. А на левом заднем плане полотна, прямо за гребнем горы, простирается спокойный водоём.

Хотя эта работа номинально и сосредоточена на библейской истории обращения святого Савла (Павла) по дороге в Дамаск (современная столица Сирии), Брейгель-старший радикально отошёл от традиционных живописных подходов к религиозному повествованию, сделав пейзаж и населяющую его человеческую массу центральным предметом работы. Нужно внимательно приглядеться среди фигур, идущих по горной тропе, дабы увидеть новообращённого, сброшенного с лошади и лежащего на земле Савла в ту пору, когда Бог поражает его слепотой.

И действительно, без интерпретирующего намёка, содержащегося в названии произведения, можно было бы и не понять, что же происходит в его сюжете. Как и в случае с картиной «Пейзаж с Падением Икара» (примерно 1558 год), художник ещё больше отвлекает всех нас от важности центрального повествования, помещая сцену в современный контекст, используя пейзаж своей родной страны в качестве заднего фона творения, предполагая тем самым непочтительное и присвоенное отношение к исходному материалу.

Данная картина также содержит в себе тонкое политическое заявление. Среди всех представленных в ней фигур взгляд зрителя привлекает мужчина в чёрном, едущий на белой лошади спиной к нам. Многие полагают, что эта фигура основана на 3-ем герцоге Альба – Доне Фернандо Альваресе де Толедо (годы жизни 1507-1582), ответственном за преследование многих протестантов в Брюсселе (нынешняя столица Бельгии) ещё при жизни Брейгеля-старшего в рамках испанского крестового похода с целью подчинить Нидерланды к более строгому католическому игу.

А Роуз-Мари и Райнер Хагены (оба родились в 1928 году) даже предполагают, что сия картина может быть призвана вызвать точно такое же обращение герцога, тем самым, на основе истории Савла, раз и навсегда положив конец его убийственной кампании. Независимо от того, можно ли вывести это точное послание или нет, работа определённо показывает, в какой степени Брейгель-старший был готов использовать своё собственное искусство для размышлений о религиозных и политических структурах власти своего времени.

  • Художник – Питер Брейгель-старший
  • Название – «Обращение Савла»
  • Год создания – 1567
  • Размеры – 108 х 156 сантиметров
  • Материал – Масло на деревянной доске
  • Место нахождения – Музей Истории Искусств (Вена, Австрия)