Найти в Дзене

Самодеятельный туризм. Часть 3

Что такое лыжный поход 3й, высшей, категории трудности в 1959 году?

1) Продолжительность похода 16 дней, без учета дней отдыха (на 3й день похода дневка для подгонки и ремонта снаряжения и на 10-11день для отдыха. Дни считаются от начала движения на лыжах).

2) Движение по малонаселенной местности 8 дней

3) Протяженность похода 300 км

4) Преодоление естественных препятствий 100 км

5) Ночевка в полевых условиях - 6 ночей. Из пособия по туризму: Участники лыжных путешествий II и III категории сложности должны иметь опыт полевых ночлегов в зимних условиях - ночлеги вне населенных пунктов: в палатках, под тентом, у костра, в шалаше, в зимней пещере, охотничьей избе и т.п.

Замечу, что здесь не идет речь о холодных ночевках (когда не разводится костер, не ставится печка). Это просто ночевки вне населенных пунктов. Их должно быть не менее шести. В остальные ночи можно остановиться в домах местных жителей в деревне, или в школе, общежитии и т.п., если по маршруту есть населенные пункты.

6) Количество человек не менее 8 из соображения безопасности.

Какие естественные препятствия характерны для пеших и лыжных походов в горах?

В районах с горным рельефом характерными естественными препятствиями на маршрутах пеших и лыжных походов, прежде всего, являются: горные склоны различной природы и крутизны; переправы через горные реки, ручьи и сухие каньоны, участки открытых и закрытых ледников. Горные склоны – это собирательное (обобщающее) определение, под которым подразумеваются различные элементы горного рельефа: перевалы, горные вершины, горные хребты.Перевал – это понижение гребня между вершинами, используемое как наиболее удобный путь для преодоления горного хребта (путь из одной горной долины в другую) .Горная вершина– это наиболее высокая часть горы, массива или гребня горного хребта .Горный хребет– это серия линейно вытянутых горных вершин, соединенных понижениями (перемычками, седловинами), ограниченная глубокими долинами . Все горные склоны по характеру их покрытия можно подразделить на склоны травянистые, снежные, ледовые, скальные и скально-осыпные. На основании крутизны горные склоны принято подразделять на пологие склоны (15˚ и менее), склоны средней крутизны(20-45˚) и крутые склоны(более 45˚).

Источник:

https://studfile.net/preview/5411015/page:2/

В лесу естественными препятствиями являются овраги и буреломы. Причем одиночное бревно, лежащее поперек дороги, не может являться естественным препятствием, влияющим на снижение протяженности маршрута.

Рекомендации по прохождению лыжного маршрута:

Источник: "Спутник туриста"

Лыжное путешествие по протяженности должно составлять 20-30 км в день по снежной целине и 12-18 км в день с преодолением естественных препятствий. Резервное время составляет не более 1/4-1/5 от общего времени похода (метель, резкое похолодание, сильный ветер лучше переждать). Радиальные выходы, идущие в зачет, должны составлять не более 15% от общей протяженности похода.

В 1959 году не имело значения, возвращаются туристы тем же маршрутом, по которому они вышли на радиалку, или нет. Речь шла лишь об отношении протяженности радиального выхода к общей протяженности похода. С 1962 года радиальный выход зачитывался полностью, если он был "кольцевым" и 1/2, если туристы возвращались по своим следам.

При большом количестве препятствий допускается снижение протяженности маршрута на 20% 15%, то есть можно пройти не 300, а 240км 255 км и получить зачет.

Уточнение: 20% было введено в 1960 году, при этом радиальный выход полностью засчитывался по километражу, если он кольцевой, а прямой (возвращение по "своим следам") выход зачитывался в одну сторону. В 1960 году вводятся 6 категорий сложности похода.

Расстояние высчитывалось по карте - миллионке. Сегодня, если в лыжном походе предусмотрен подъем в гору, естественно, длина похода увеличивается по специальным расчетам в методических рекомендациях. В 60м году участок горного подъема увеличивал длину маршрута путем умножения расстояния, вычесленного по карте, на коэффициент 1,2.

Учет горных участков закладывался на этапе первоначальной разработки маршрута.

Дракин Г. История присвоения разрядов в туризме. Разрядные требования по туризму на 1957-1960 гг
Дракин Г. История присвоения разрядов в туризме. Разрядные требования по туризму на 1957-1960 гг