Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Приграничье массово переоформляет авто: во что выльется въезд в Польшу на белорусских номерах

Фото: скрины видео Видео: МВД Беларуси
Фото: скрины видео Видео: МВД Беларуси

Польский закон — что дышло. Прямого запрета на белорусские машины, как в Литве и Латвии, пока нет, но пропускать их будут по своему усмотрению. На польской таможне это открывает широчайшие ворота для коррупции, хотя последней там и без того хватало. Вся Восточная Польша 30 лет зарабатывала на белорусском транзите, но теперь эти связи сознательно рвут.

-2

Ранее поляки ввели требование, что белорусская машина должна быть либо оформлена на водителя, либо хозяин должен сидеть в салоне. Что дает такое ограничение, сказать сложно, видимо, поляки составляют базу по белорусским перемещениям, хотят их упорядочить и соотносить конкретного человека с машиной, отслеживать его в Польше. Больше в практическом плане это ничего не даст, кроме неудобств челнокам и «солярочникам». Правда, им и так запретили вывозить из Польши практически все ходовые товары, а польская таможня перестала отмечать ВАТы для возврата НДС.

Поэтому именно создание напряжения в «приграничной» социальной группе белорусов, а не соблюдение европейских санкций — главная цель Польши. Польские СМИ не скрывают, что хотят добиться освобождения Анджея Почобута, остановки миграционного потока и расследования по поводу смерти польского солдата, которого якобы убили мигранты. А в случае невыполнения этих требований — угрожают полностью закрыть границу, вплоть до железной дороги, что ударит по интересам КНР, грузы которой потоком идут в ЕС. Но это явный блеф, Китай им такое не простит.

Поэтому пока гадят в основном челнокам и перегонщикам, чтобы те выражали недовольство внутри страны и таким образом давили на Лукашенко. Неудобства создаются самые разные, например, приграничье теперь вынуждено массово переоформлять машины для выезда, отделы МРЭО ГАИ перегружены, появилось даже заявление пресс-службы МВД, что ажиотаж создается искусственно. Но ничего удивительного тут нет, в Беларуси машины долгое время продавались по счет-справкам без смены номеров, по факту они могут быть оформлены даже на покойников, не говоря о третьих лицах, с которыми нет связи. Теперь регистрацию будут приводить в порядок, но ГАИ по понятным причинам столкнулось с массовым наплывом желающих. А ведь есть еще и обычные люди, которые в это же время продают-покупают машины и которые тоже будут недовольны. Все это создает благодатную почву для вбросов, типа, «я вчера ночевал под ГАИ, дают один номер в одни руки, а завтра вообще все закроют». Писателей таких сообщений будут вычислять, но, скорее всего, все они сидят в Польше.

-3

Из этой же серии — драки и самовольные патрули в очередях на границе, пока кого-нибудь не задавят или не убьют, так как между голодными и злыми людьми постоянно возникают бытовые конфликты. По замыслу поляков, это тоже должно настраивать белорусов против власти. Однако Александр Лукашенко еще год назад дословно заявлял, что «не поменяет Почобута на кусок границы». Почему? Потому что польские действия по эскалации в целом выгодны Беларуси.

Тем самым поляки лишают авторитета и поддержки «белорусские» эмигрантские центры, которые пытаются изображать, что они представляют некие белорусские интересы. В реальности правовое и фактическое положение белорусов в Польше (не важно, эмигрантов или челноков) ухудшается каждый месяц, что заставляет их косо смотреть на ЕС, а вовсе не на белорусскую власть.

Поэтому прогноз по ситуации — тупиковый. Она будет ухудшаться, насколько это возможно, до тех пор, пока не затронут прямые интересы Китая. Ездить в Польшу, скорее всего, придется автобусами, возить товары и зарабатывать тоже не получится. Это, конечно, создаст некое напряжение в Гродно и Бресте, но его причина, с точки зрения людей — исключительно сами поляки. За 30 лет в белорусско-польских отношениях была масса проблем: и открытая поддержка оппозиции, и конфликты с Союзом поляков, — но никогда на границе не было такого, как сейчас.

-4

Кроме того, есть еще внутренние польские причины, которые те и сами хорошо видят. Точно так же, как белорусов, правящая «Гражданская коалиция» сознательно душит жителей Восточной Польши, которые в своей массе голосовали за «Право и справедливость». Это такая месть электорату Качинского. Понятно, что на приграничном транзите товаров зарабатывали в первую очередь восточные поляки, и ситуация тут зеркальная — чем больнее польское правительство будет делать белорусам, тем хуже будет мелкому польскому бизнесу «купи-продай» на границе.

Автор статьи: Андрей Лазуткин

Польша
5306 интересуются