Возросшая медийная активность "звёздных детей" отечественного шоу-бизнеса может показаться случайностью или совпадением. Но вполне может оказаться, что через социальные сети и телепроекты кланы шоу-бизнеса готовят смену поколений.
АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ
К проблеме взаимоотношений поколений (также известной как "отцы и дети") существует три основных подхода.
Один гласит, что дети должны быть лучше родителей, учитывать ошибки старших и не повторять их, чтобы воспользоваться семейными достижениями и добиться в своей жизни новых высот.
Второй подход более скептический и описывается народным наблюдением: "Яблочко от яблони недалеко катится". Настрой понятен - потомки наследуют задатки, черты характера и основные модели поведения родителей. А значит, в общем и целом запрограммированы на повторение их жизненных сценариев.
Третий вариант беспощаден к наследникам добившихся успеха и славы людей: "На детях гениев природа отдыхает".
Удивительно, но ситуация с отпрысками "селебрити" отечественного шоу-бизнеса сочетает черты всех трёх названных подходов. При этом до конца непонятно, кого в этом раскладе больше жалко - "звёздных деток" или зрительскую аудиторию, вынужденную наблюдать продолжение затянувшейся мыльной оперы под названием "отечественный шоубиз"?
Когда главное достижение папы - скандал двадцатилетней давности
Вспомнить о стремительно подрастающих детях известных артистов эстрады побудил недавний примечательный случай с дочерью Филиппа Киркорова, Аллой-Викторией. 12-летняя девочка, обучающаяся за границей (вроде как в элитной частной школе в Абу-Даби), представила через соцсети на суд общественности собственный способ скоротать время после учёбы.
Наследница "короля ремейков" нарисовала себе фломастером усы и бороду, придающие ей сходство с одним из вариантов имиджа своего отца, и записала видеоролик, в котором под фонограмму изобразила знаменитый скандал Киркорова с ростовской журналисткой Ароян образца 2024 года.
Тот самый, про "розовую кофточку" и "Научитесь сначала говорить по-русски!..". Случай, после которого окончательно стало ясно: Филипп Бедросович не упустит возможности использовать скандальную ситуацию для саморекламы, а творческая составляющая отошла для него на второй план.
Перед походом в шоу-бизнес нужно заранее потренироваться
Казалось бы, ну и что тут такого? Подростковая шалость, которая на фоне прочих "развлечений" современного подрастающего поколения выглядит вполне невинной. Но как бы не так...
Можно, конечно, постараться не замечать проблему, но вообще-то видеозапись в исполнении Аллы-Виктории - это очевидная "проба пера". Это примерка девочкой на себя образа отца, который она считает престижным, "прикольным" и правильным. Получается, уже с малых лет ребёнок воспринял именно такой вариант поведения, отношения к окружающим и способ добиться известности единственно правильным. Ну и ещё, возможно, можно перенять особую любовь к пластической хирургии...
А когда Алла-Виктория подрастёт и со всей мощью отеческой поддержки попробует свои силы в шоу-бизнесе (а она попробует - можете считать это официальным прогнозом...), то строить свою карьеру она будет по "заветам предков". И получим мы новое поколение звёздных мажоров, которые продолжат дело отцов и матерей - тот самый дурновкусный и нижеплинтусный шоу-бизнес.
Эка невидаль - у людей с "правильными" фамилиями столько талантов обнаружилось...
Если кто-либо полагает, что имеет место необоснованное сгущение красок и никакой "волны новых звёзд со старыми фамилиями" не предвидится, предлагаю обратить внимание на свежий проект телеканала "ТНТ" с несвежим названием "Фабрика звёзд".
Первая "Фабрика звёзд" вышла в эфир более 20 лет назад - а последняя (хочется, чтобы именно последняя, а не крайняя...) с добавлением слова "Новая" в названии стартовала в текущем году. И кое-какая польза от него всё-таки обнаружилась - хотя бы наглядно проявилась проблема "следующего поколения звёзд шоубиза".
Присмотримся к списку участников.
Александр Круг - сын легенды русского шансона Михаила Круга, который прошёл отбор в проект благодаря копированию внешнего облика и манеры исполнения своего отца, да ещё и с его песней.
Лео Канделаки - нет, это не однофамилец известной телеведущей и продюсера, а ныне директора ТНТ (где и выходит "Новая фабрика звёзд") Тины Канделаки. Это её родной сын, который вдруг обнаружил в себе жгучее желание проявить вокально-артистические способности.
Нонна Еганян - вот тут, конечно, сложнее, здесь фамилия не помощник. А вот родственные связи ("племянница - дядя") с популярным юмористом и одной из ключевых фигур всё того же телеканала "ТНТ" Гариком Мартиросяном очень даже помогли.
Судя по составу конкурсантов, авторы проекта решили действовать по принципу "всё новое - хорошо забытое старое". Вот и новые имена (фамилии) будущих звёзд оказываются подозрительно знакомыми...
Чего не сделаешь из любви к детям...
Впрочем, подозревать команду ТНТ в излишней оригинальности несправедливо - не они первыми придумали использовать вокальные телешоу для продвижения отпрысков "звёздных" фамилий. Если кто позабыл, на этой почве пять лет назад разгорелся громкий скандал.
Певица Алсу в конце 1990-х сама пробилась в шоу-бизнес совсем юной (16 лет ещё не было) благодаря влиятельному богатому отцу (Ралиф Сафин - бывший член Совета Федерации, бизнесмен, чьё состояние в 2011 году оценивалось в несколько сотен миллионов долларов). Так что желание поспособствовать карьере собственной младшей дочери Микеллы вполне вписывается в типичную логику Алсу и прочих VIP-персон отечественного шоубиза.
Поэтому когда в апреле 2019-го Микелла была объявлена победительницей очередного сезона проекта "Голос. Дети", в этом, с точки зрения людей из "индустрии", не было ничего необычного. А вот аудитория не оценила явный и весьма топорно с технической точки зрения провёрнутый фокус с финальным смс-голосованием, по итогам которого дочь Алсу и стала первой. Народное возмущение вынудило продюсеров шоу устроить проверку - и оказалось, что результаты голосования были искажены массовым использованием ботов.
Результаты сезона были отменены - а Алсу лишь пять лет спустя, в 2024-м, извинилась за ту ситуацию. Правда, извинения получились специфические: если верить певице, она только и сделала, что попросила своих поклонников и коллег "по дружбе" отправить смс в поддержку Микеллы. Как эта версия соотносится с выводом экспертов о целенаправленном вбросе голосов с помощью ботов, не совсем понятно.
Совпадение это или зигзаг судьбы, судить сложно - но с тех пор ни о каких творческих достижениях Микеллы не слышно.
Старинные мудрости обычно не врут
Не стоит возводить в ранг абсолютной истины уже упоминавшийся принцип "На детях гениев природа отдыхает" - примеры бывают всякие.
Однако наметившаяся с новой силой тенденция прихода в шоу-бизнес новых людей с уже давно известными фамилиями настораживает - если вспомнить, что в большинстве случаев "звёздные" отпрыски сами оказывались далеко не "звёздами".
"А как же Кристина Орбакайте? - наверняка возразит кто-нибудь. - Она же по отечественным меркам вполне звезда, пусть и не такого масштаба, как Пугачёва". Возражение ожидаемое, но более чем спорное: нужно быть уж очень страстным поклонником Орбакайте, дабы утверждать, что без материнской протекции она бы смогла достичь значимых успехов на эстраде. В отличие, кстати, от актёрской стези: здесь у Кристины с детства было куда больше явных дарований.
В остальном же ситуация с творческим потенциалом новичков шоу-бизнеса с громкими именами откровенно плачевная. Взять хотя бы ту же упомянутую "Фабрику звёзд" - кого только через неё к вершинам успеха ни пытались протащить.
Внук легендарной бабушки Эдита Станиславовны и сын знаменитой Илоны Броневицкой Стас Пьеха так и не преодолел рубеж "певец двух-трёх песен". Сын Александра Малинина Никита сподобился всего лишь на один "якобы хит" с умилительным названием "Котёнок", а после окончания телепроекта пропал. Соня Кузьмина, дочь Владимира Кузьмина, и вовсе не запомнилась ничем, кроме самого факта участия в третьем сезоне "Фабрики".
Когда свою судьбу действительно не выбираешь
Объективности ради нужно заметить, что проблема проталкивания под лучи софитов детей знаменитых родителей имеет и другую сторону. Когда человек едва ли не с первых месяцев жизни становится средством реализации амбиций (хорошо, если творческих; но чаще всего - карьерных и финансовых) собственных родителей.
Наглядный пример - Саша Плющенко, сын фигуриста-чемпиона Евгения Плющенко и продюсера Яны Рудковской. Как известно, история взаимоотношений продюсера и спортсмена началась с совместной работы над музыкальным номером певца Димы Билана, с которым тот победил на конкурсе "Евровидение-2008". Однако одного успешного творческого "детища" Плющенко и Рудковской, видимо, показалось мало - и они с пелёнок превратили в бренд собственного старшего сына.
О том, что 11-летний на данный момент мальчик Саша является именно брендом, говорит хотя бы то, что раскручивают его исключительно под псевдонимом "Гном Гномыч". Что бы мальчуган ни делал - участие в ледовых шоу отца или в светско-рекламных мероприятиях матери, всё это тщательным образом освещается через аккаунты в социальных сетях.
Искусственно превратив сына в интернет-знаменитость, теперь звёздные родители помогают "Гном Гномычу" зарабатывать на рекламе и не спешат отказываться от узнаваемого бренда. Хотя и очевидно, что "сказочное" прозвище для без пяти минут подростка уже "не по размеру", как слишком короткие штанишки.
Что с того?
Так что действительно - выбор, кого жалеть больше, нелёгкий. С одной стороны, молодые люди, а то и дети, ставшие сперва невольными заложниками родительских амбиций, затем уже и сами распробовавшие жажду славы.
С другой, все мы, которым ещё энное количество лет придётся слушать новую редакцию всё той же попсы, слегка приправленной какими-нибудь новомодными "фишками".
Честно признаться: себя, то есть зрителя, всё-таки жалко больше.
Проблема ведь не в том, что нам придётся снова и снова повторять надоевшие уже фамилии. Беда кроется в окончательном превращении шоу-бизнеса в структуру, родственную мафиозной, - когда главную роль играет не талант, а клановые связи и интересы. Когда тёплое место на сцене, ротации на радио и в телеэфире не добываются тяжёлым трудом, а достаются по наследству.
А это значит, что лишённый таланта, правды жизни, глубоких смыслов, патриотизма и настоящего русского характера шоубиз законсервируется и продолжит своё существование ещё какое-то, может быть, и длительное время.
Меня такой сценарий не устраивает категорически.
А вас?
Подпишитесь на нас в Телеграме: https://t.me/tsargradtv