Найти в Дзене
LIFT-IMPORT.RU

Из чего состоит лифт?

Оглавление

Признайтесь: в детстве вам не раз хотелось заглянуть в шахту лифта, чтобы узнать, за счёт чего кабина движется и почему не падает. Эта статья позволит вам наконец узнать ответы на эти вопросы: мы перечислим компоненты лифта и расскажем, какую функцию выполняет каждый из них.

Photo by Ivan Oštrić on Unsplash
Photo by Ivan Oštrić on Unsplash

Кабина

Внутри кабины размещаются пассажиры и грузы, а сама она находится в лифтовой шахте, передвигаясь по направляющим рельсам. Для крепления кабины используют сразу несколько прочных тросов, каждый из которых в отдельности способен выдержать вес кабины с пассажирами. Поэтому не беспокойтесь: если использовать кабину по всем правилам, вероятность обрыва троса стремится к нулю, а избыточный коэффициент запаса прочности (то есть, большее, чем необходимо, число тяговых канатов) обеспечит безопасность пассажиров.

Движется кабина по направляющим, установленным в шахте. А для минимизации трения и износа к ней крепятся специальные башмаки. На малых скоростях используются башмаки скольжения, а на больших скоростях — роликовые башмаки. Команды лифту отдаёт пульт управления: именно так называется кнопочная панель, на которой вы выбираете нужный вам этаж, заходя в кабину. Также на пульте управления расположена кнопка для экстренной связи с диспетчером и клавиши для вызова дополнительных функций: например, включения вентиляции, открывания или закрывания дверей.

Кабина лифта
Кабина лифта

По правилам безопасности двери настроены таким образом, что открыть их можно только в том случае, если лифт приехал на нужную высоту и находится точно там, где его ожидает пассажир. Замки дверей всё остальное время закрыты. Также дверь не закроется, если на своём пути обнаружит то или иное препятствие: за это отвечают сразу несколько систем — фотоэлементы и ограничитель усилия, не позволяющий механизму избыточно давить на предмет, препятствующий закрытию. В наиболее современных механизмах такие препятствия заранее распознаются при помощи 3D-световых датчиков и даже систем распознавания лиц и силуэтов.

Двери кабины и шахты

По правилам безопасности двери настроены таким образом, что открыть их можно только в том случае, если лифт приехал на нужную высоту и находится точно там, где его ожидает пассажир. Замки дверей всё остальное время закрыты. Также дверь не закроется, если на своём пути обнаружит то или иное препятствие: за это отвечают сразу несколько систем — фотоэлементы и ограничитель усилия, не позволяющий механизму избыточно давить на предмет, препятствующий закрытию. В наиболее современных механизмах такие препятствия заранее распознаются при помощи 3D-световых датчиков и даже систем распознавания лиц и силуэтов.

Двери кабины
Двери кабины

Противовес

Эта конструкция нужна для того, чтобы компенсировать вес кабины. В современных лифтах уже нет барабана, на который наматывается трос. Это решение позволяет применять менее мощную и более экономичную лебедку. За счёт разницы масс загруженной кабины и противовеса, система лишь отпускает тормоза и прилагает усилие для движения в одну или другую сторону. Проще говоря, когда противовес направляется вниз, кабина с пассажирами или грузами может ехать вверх (и наоборот). Внутри противовеса — грузы. Это могут быть бетонные блоки, стальные пластины или их комбинация. Совокупная масса противовеса приблизительно равна среднему значению между весом пустой и заполненной кабины.

Противовес
Противовес

Подвеска

При помощи этого элемента тяговые канаты соединяются с кабиной и противовесом. Проще говоря, за счёт подвески лифт крепится к канатам, которые поднимают и опускают его. В зависимости от типа запасовки это может быть прямая подвеска (как на иллюстрации) или система полиспастов 2:1, 4:1 и т.д, что позволяет экономить на размерах и мощности двигателя, кратно увеличивая грузоподъёмность. Как правило, подвеска способна выдерживать грузы, многократно превышающие по массе заполненного лифта: такой запас прочности продиктован соображениями безопасности и прописан в нормативных документах, по которым сертифицируется каждый производитель для работы на рынке РФ.

Подвеска
Подвеска

Лебёдка

Именно этот конструктивный элемент — так называемое «сердце» лифта, отвечающие за подъём и спуск кабины и противовеса. В состав лебёдки входят:

  • рама, на которой смонтированы все элементы лебёдки
  • электродвигатель, который создаёт энергию, передаваемую на редуктор
  • редуктор, благодаря которому энергия двигателя приводит механизм лифта в движение, передавания вращательный момент от двигателя на канатоведущий шкив
  • канатоведущий шкив: он похож на колесо, на которое наматываются тяговые канаты; шкив вращается, и благодаря силе трения, которая возникает между канатом и шкивом, вращательное движение преобразуется в поступательное: то есть, колесо крутится, перематывая канаты на сторону противовеса или кабины, в зависимости от направления движения колеса, лифт поднимается или опускается
  • тормоз, благодаря которому кабина лифта останавливается и удерживается в статичном положении: это позволяет обеспечить безопасность пассажиров в случае аварии или отключения электроэнергии
Лебёдка
Лебёдка

Контроллер

Эта часть лифта отдаёт команды на лебёдку, заставляя лифт перемещаться вверх или вниз. На контроллер поступают данные о том, как работают все системы, узлы и механизмы лифта. Благодаря этому можно провести диагностику, оперативно выявить и устранить неполадки. Ранее контроллеры или станции управления были релейными: имели определённый шаг изменения параметров, а значит, плавности и точности ждать не приходилось. Частотные преобразователи и работающие с ними станции управления позволяют добиться большей точности и плавности движения.

Контроллер
Контроллер

Ловители и ограничители скорости

Ловитель лифта состоит из исполнительного механизма на раме кабины, рычагов привода и троса, уходящего на ограничитель скорости. Клинья ловителя намертво тормозят кабину на направляющих в любом месте шахты. Вплоть до того, что восстановить работу лифта может вернуть только электромеханик, который специальными инструментами снимет кабину с ловителей и отшлифует на направляющих задиры от срабатывания. Проще говоря, что бы ни случилось с механизмом, кабина лифта не упадёт вниз, а значит, вы будете в безопасности.

Система ловителей | Материал by elenaye8268
Система ловителей | Материал by elenaye8268

Ограничитель скорости сводит к околонулевым значениям вероятность чрезмерного ускорения кабины лифта. Механизм автоматически сработает, если кабина опускается на 15% быстрее номинального значения, не превышающего 1,4 м/c, на 33% быстрее показателя, не превышающего 4 м/с, и на 40% быстрее номинальной скорости свыше 4 м/c. Такой ограничитель работает подобно ремню безопасности автомобиля: чем быстрее проходит по шкиву тросик, тем быстрее вращается внутренний вал механизма с закреплёнными кулачками и в определённый момент происходит стопорение. Тросик останавливается и при дальнейшем движении кабины взводит рычаги ловителей, находящихся на каркасе кабины.

Благодаря взаимодействию двух этих элементов движение на лифте — безопасное и плавное.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы узнавать больше интересных фактов о лифтах и другом подъёмном оборудовании.