АвтоВАЗ, существующий уже более полувека, выпустил сравнительно небольшое количество серийных машин. Даже ребенок знает, какие модели выпускались (и выпускаются) в Тольятти. Но двигатели автомобилей "Лада" больше известны автолюбителям по прозвищам: "классика", "восьмерка", "шестнадцатиклапанный" и так далее. За каждым из этих прозвищ скрывается целое семейство моторов, отличающихся цифровыми индексами, которые могут сбить с толку даже опытных специалистов.
В этой статье мы разберемся, какой номер соответствует тому или иному двигателю "Лады", какие отличия есть между моторами ВАЗ, какой из них самый мощный, а какой самый надежный.
Наследство Фиата
Чтобы лучше понимать, как устроен двигатель "копейки", особенно если вы нашли машину в "капсуле времени", полезно знать, с чего он начинался.
История мотора ВАЗ-2101, который устанавливали на первую "копейку", началась в 1970 году. Первые двигатели получали те же номера, что и автомобили, на которые их ставили.
Этот 1,2-литровый мотор, родоначальник семейства двигателей "классики", изначально выдавал 62 лошадиные силы. С течением времени его мощность немного колебалась, от 59 до 64 лошадей.
Важно знать, что именно система газораспределения (ГРМ) стала самым слабым звеном в "классических" двигателях.
В ней быстро изнашивались распределительный вал и толкатели клапанов. Масляные колпачки, которые отвечают за герметичность, теряли свою работоспособность, и, к тому же, часто ломался успокоитель цепи, который нужен для её натяжения.
Новая модель, ВАЗ-2103, была очень похожа на предыдущую "копейку". Основное отличие заключалось в том, что у нее был более высокий блок цилиндров, что позволило увеличить ход поршня с 66 до 80 мм. Благодаря этому рабочий объем двигателя вырос до 1451 кубических сантиметров, а мощность — до 75 лошадиных сил.
Впоследствии появились и другие версии двигателя: 1,3-литровый ВАЗ-21011, который был похож на ВАЗ-2101, но с более широким поршнем (79 мм вместо 76 мм). Самым мощным из них стал ВАЗ-2106 с 82 лошадиными силами и объемом 1569 см3. Этот двигатель объединял в себе длинноходный блок и большие поршни.
Последний из этих двигателей продержался на конвейере дольше всех остальных. В начале 2000-х годов на АвтоВАЗе его модернизировали, установив вместо карбюратора систему распределенного впрыска топлива. Модель получила название ВАЗ-21067. Однако, чтобы соответствовать экологическим нормам Евро, пришлось снизить мощность двигателя до 74 лошадиных сил.
Отдельного внимания заслуживает двигатель ВАЗ-2105. Он был модификацией 1,3-литрового ВАЗ-21011, но вместо цепного привода ГРМ получил зубчатый ремень с роликом натяжения. Автовладельцы не жаловались на новые элементы, но конструкция не получила дальнейшего развития. К середине 1990-х годов этот двигатель сняли с производства.
Двигатели Нивы
Два 1,6-литровых двигателя ВАЗа стали основой для легендарной Нивы. Первоначально на неё устанавливали тот же ВАЗ-2106, немного адаптированный для внедорожных условий (например, с защищённым от воды генератором). Этот двигатель получил название ВАЗ-2121. Затем его заменили на инжекторный вариант, но его мощности оказалось недостаточно, особенно для тяжелой пятидверной Нивы.
В результате появились более мощные двигатели с большим рабочим объемом: 1,8-литровый ВАЗ-2130(82–85 л.с.), карбюраторный ВАЗ-21213 (79 л.с.) и впрысковый ВАЗ-21214 (80–83 л.с.). Последние два имели объем 1690 см3. Хотя первый вариант в итоге не прижился, 1,7-литровый двигатель ВАЗ-2123 по-прежнему используется на современных Нивах Legend и Travel.
Этот двигатель не самый надежный в линейке ВАЗ. Он склонен к перегреву, а гидронатяжитель цепи ГРМ довольно слабый. Если он выйдет из строя, цепь может перескочить, что приведет к столкновению клапанов с поршнями. После 100 000 км пробега может увеличиться расход масла. Также есть хронические проблемы с течами и различными деталями навесного оборудования.
Для «восьмерки» и «десятки»
После запуска производства "классики", АвтоВАЗ начал работу над новым, более современным семейством автомобилей. Первой моделью стала переднеприводная "восьмёрка", с поперечно расположенным двигателем. В 1984 году на ней дебютировал совершенно новый мотор - ВАЗ-2108. Этот 1,3-литровый двигатель с карбюратором, 8 клапанами и ременным приводом ГРМ развивал 64 лошадиных силы. На тот момент он был лучшим двигателем ВАЗа, созданным при активном участии инженеров Porsche.
"Восьмёрочный" двигатель, как и его классический аналог, стал основой для двух других моторов АвтоВАЗа. Первый из них - малоизвестный в России 1,1-литровый карбюраторный ВАЗ-21081. Его создали специально для экспорта в страны с льготными налогами на малолитражные автомобили, где "восьмёрки", "девятки" и "девяносто девятые" с мощностью 54 лошадиных силы пользовались спросом.
Второй двигатель, появившийся в 1987 году, стал самым массовым двигателем ВАЗа, доступным для "восьмёрки". Это 1,5-литровый 8-клапанный карбюраторный ВАЗ-21083, с увеличенным диаметром поршней с 76 до 82 мм. Он развивал 72 лошадиных силы.
Этот же двигатель, под названием ВАЗ-2110, первым установили на "десятку". Он был склонен к перегреву, имел плавающие обороты, перебои с зажиганием и течи. Проблемы были связаны с низким качеством комплектующих и запчастей, характерным для 1990-х годов. При правильном обслуживании этот двигатель, относительно экономичный и недорогой в обслуживании, может прослужить около 250 000 км без капитального ремонта.
В ходе очередной модернизации из ВАЗ-2110 появился 1,5-литровый 8-клапанный ВАЗ-2111. Благодаря этому все переднеприводные модели АвтоВАЗа, от Самары-2 (обновленной "восьмёрки") до лифтбека ВАЗ-2112, перешли на систему распределенного впрыска топлива.
Новая «голова»
Уже в 1980-х годах стало ясно, что восьми клапанов в двигателе недостаточно. Они ограничивали поток горючей смеси, а значит, и мощность. Сегодня практически все двигатели имеют по четыре клапана на цилиндр, и это не случайно.
Следуя этой тенденции, АвтоВАЗ представил свой первый 16-клапанный двигатель в 1997 году. Он получил название ВАЗ-2112. В Тольятти разработали новую головку блока с двумя распредвалами, которую установили на стандартный 1,5-литровый блок ВАЗ-21083. Благодаря улучшенному наполнению мощность увеличилась до 94 лошадиных сил. Это был самый мощный двигатель ВАЗа на тот момент. "Десятки" и "двенашки" с этим двигателем, получившие дополнительную "троечку" к имени (ВАЗ-21103), пользовались большой популярностью. Несмотря на "болячки", присущие этой модели, ресурс двигателя часто достигал 250 000 км, а иногда даже превышал эту отметку.
В 2004 году на смену предыдущему двигателю пришел ВАЗ-21124. Его рабочий объем увеличили до 1,6 литра, но из-за наличия катализатора мощность оказалась немного ниже, чем у предшественника. Это разочаровало многих поклонников "десятки". Однако новые индивидуальные катушки снизили количество отказов системы зажигания. Одновременно с этим 8-клапанный ВАЗ-2111 также модернизировали, увеличив рабочий объем до 1596 см3 и мощность до 80 л.с. Обновленный двигатель получил название ВАЗ-21114.
Наконец, в 2003 году появился 1,8-литровый 16-клапанный ВАЗ-21128 мощностью 106 л.с. Но на заводской конвейер он не попал и устанавливался только на мелкосерийные модели тольяттинского ателье Супер Авто.
Моторы Приоры и Калины
Приора, заменившая ВАЗ-2110, сначала использовала те же двигатели: 8- и 16-клапанный 1.6. В другом цеху АвтоВАЗа тот же 80-сильный "восьмиклапанный" двигатель, но под названием ВАЗ-11183, устанавливали на Калину. В 2011 году его снова модернизировали, установив облегченную шатунно-поршневую группу. В результате появился ВАЗ-11186 мощностью 87 л.с. Этот двигатель установили на обновленные модели Калины и Гранты. Та же модель, но с индексом ВАЗ-21116, шла на Приору.
Благодаря всем доработкам, исходный двигатель "восьмёрки" стал значительно более надежным. Можно смело рассчитывать на 300 000 км относительно беспроблемного пробега. Главное не забывать о проблемах с электрикой и регулярно регулировать зазоры клапанов.
Неприятным моментом было то, что при обрыве ремня ГРМ у этих двигателей гнуть клапаны. Причиной обрыва ремня могло стать заклинивание водяной помпы. В середине 2018 года эту проблему решили, установив на ВАЗ-11186 "безвтыковые" поршни с специальными выемками под клапаны.
На Приору в основном устанавливали 16-клапанный ВАЗ-21126. Как и "восьмиклапанный", он получил облегченные поршни. Специалисты из Супер-Авто модернизировали его, увеличив рабочий объем до 1,8 литра и получив 123 л.с. Также существовали спортивные модификации на базе стандартного заводского блока. Самым мощным серийным двигателем ВАЗа на тот момент стал 136-сильный мотор хэтчбека Lada Kalina NFR.
Отдельно стоит упомянуть о двигателе ВАЗ-11194 мощностью 89 л.с. Это 16-клапанный мотор с уменьшенным до 1,4 литра рабочим объемом. Его выпускали всего несколько лет, и устанавливали только на Калину. Этот двигатель не получил широкого распространения, в первую очередь из-за недостаточного крутящего момента, которого не хватало даже компактному хэтчбеку. Кроме того, поршневая группа меньшего диаметра оказалась неудачной - эти моторы чаще страдали масложором, чем 1,6-литровые.
К 2013 году ВАЗ-21126 превратился в ВАЗ-21127. Благодаря установке впускного коллектора переменной длины мощность двигателя выросла с 98 до 106 л.с. Замена капризного ДМРВ на комбинацию датчиков абсолютного давления и температуры воздуха решила проблему плавающих оборотов на холостом ходу. А после того, как в 2018 году у ВАЗ-21127 также появились "безвтыковые" поршни, его можно смело назвать самым надежным двигателем ВАЗа.
Наше время
ВАЗ-21127 прекрасно прижился на Гранте. А какой двигатель установлен на Лада Веста и XRAY? Это снова модернизированная версия ВАЗ-21127 - ВАЗ-21129. Мощность осталась прежней - 106 л.с., отличия заключаются в переделанных опорах, другой форме масляного поддона, новой прошивке, а также в модернизированном впуске и выпуске.
Топовым двигателем для Весты и XRAY стал 1,8-литровый ВАЗ-21179. Его основное отличие от родственного 1,6-литрового блока, помимо большего объема, наличие фазорегулятора на впускном валу. Базовая версия развивает 122 л.с., а форсированная 145-сильная модификация установлена на Весте Спорт. На данный момент этот двигатель является самым мощным в линейке АвтоВАЗа. Жаль, что он склонен к масляным течам и масложору, а при обрыве ремня ГРМ гнет клапаны. Но на практике его ресурс может достигать 400 000 км.
Одним из последних новшеств в линейке двигателей ВАЗа стал ВАЗ-11182. Чтобы понять его историю, нужно вспомнить 1,6-литровый 8-клапанный ВАЗ-11186 от Гранты первого поколения. В 2016 году для этого мотора выпустили версию, соответствующую экологическим нормам Евро-5. Этот двигатель получил отдельное название - ВАЗ-11189 и установили его на Lada Largus. В 2021 году на его основе был создан ВАЗ-11182. На сегодняшний день это лучший "восьмиклапанный" двигатель ВАЗа.
Здесь, как и прежде, используется чугунный блок, но установлена новая крышка ГБЦ с более производительной системой вентиляции картера, а также обновленный ремень ГРМ и облегченная ШПГ. Гидрокомпенсаторы, к сожалению, так и не появились. Но мощность увеличилась с 87 до 90 л.с. В итоге ВАЗ-11182 обеспечивает хорошую тягу на низких оборотах, неприхотлив к качеству топлива и недорог в обслуживании. Это самый надежный двигатель ВАЗа. Сегодня его устанавливают не только на Granta, но и на рестайлинговую Весту.