Найти в Дзене
АвтоМир

От «классики» до Весты: история и индексы двигателей ВАЗ

АвтоВАЗ,  существующий уже более полувека, выпустил сравнительно небольшое количество серийных машин.  Даже ребенок знает, какие модели выпускались (и выпускаются) в Тольятти. Но двигатели автомобилей "Лада" больше известны автолюбителям по прозвищам: "классика", "восьмерка", "шестнадцатиклапанный" и так далее. За каждым из этих прозвищ скрывается целое семейство моторов, отличающихся цифровыми индексами, которые могут сбить с толку даже опытных специалистов.  В этой статье мы разберемся, какой номер соответствует тому или иному двигателю "Лады", какие отличия есть между моторами ВАЗ,  какой из них самый мощный, а какой самый надежный.  Наследство Фиата Чтобы лучше понимать, как устроен двигатель "копейки", особенно если вы нашли машину в "капсуле времени", полезно знать, с чего он начинался.  История мотора ВАЗ-2101, который устанавливали на первую "копейку", началась в 1970 году. Первые двигатели получали те же номера, что и автомобили, на которые их ставили.  Этот 1,2-литровый мото

АвтоВАЗ,  существующий уже более полувека, выпустил сравнительно небольшое количество серийных машин.  Даже ребенок знает, какие модели выпускались (и выпускаются) в Тольятти. Но двигатели автомобилей "Лада" больше известны автолюбителям по прозвищам: "классика", "восьмерка", "шестнадцатиклапанный" и так далее. За каждым из этих прозвищ скрывается целое семейство моторов, отличающихся цифровыми индексами, которые могут сбить с толку даже опытных специалистов. 

В этой статье мы разберемся, какой номер соответствует тому или иному двигателю "Лады", какие отличия есть между моторами ВАЗ,  какой из них самый мощный, а какой самый надежный. 

Наследство Фиата

Чтобы лучше понимать, как устроен двигатель "копейки", особенно если вы нашли машину в "капсуле времени", полезно знать, с чего он начинался. 

История мотора ВАЗ-2101, который устанавливали на первую "копейку", началась в 1970 году. Первые двигатели получали те же номера, что и автомобили, на которые их ставили. 

Этот 1,2-литровый мотор, родоначальник семейства двигателей "классики", изначально выдавал 62 лошадиные силы. С течением времени его мощность немного колебалась, от 59 до 64 лошадей. 

Важно знать, что именно система газораспределения (ГРМ) стала самым слабым звеном в "классических" двигателях. 

В ней быстро изнашивались распределительный вал и толкатели клапанов. Масляные колпачки, которые отвечают за герметичность, теряли свою работоспособность, и, к тому же, часто ломался успокоитель цепи, который нужен для её натяжения. 

Новая модель, ВАЗ-2103, была очень похожа на предыдущую "копейку". Основное отличие заключалось в том, что у нее был более высокий блок цилиндров, что позволило увеличить ход поршня с 66 до 80 мм. Благодаря этому рабочий объем двигателя вырос до 1451 кубических сантиметров, а мощность — до 75 лошадиных сил.

-2

Впоследствии появились и другие версии двигателя: 1,3-литровый ВАЗ-21011, который был похож на ВАЗ-2101, но с более широким поршнем (79 мм вместо 76 мм).  Самым мощным из них стал ВАЗ-2106 с 82 лошадиными силами и объемом 1569 см3. Этот двигатель объединял в себе длинноходный блок и большие поршни. 

-3

Последний из этих двигателей продержался на конвейере дольше всех остальных. В начале 2000-х годов на АвтоВАЗе его модернизировали, установив вместо карбюратора систему распределенного впрыска топлива. Модель получила название ВАЗ-21067. Однако, чтобы соответствовать экологическим нормам Евро, пришлось снизить мощность двигателя до 74 лошадиных сил. 

-4

Отдельного внимания заслуживает двигатель ВАЗ-2105. Он был модификацией 1,3-литрового ВАЗ-21011, но вместо цепного привода ГРМ получил зубчатый ремень с роликом натяжения.  Автовладельцы не жаловались на новые элементы, но  конструкция не получила дальнейшего развития.  К середине 1990-х годов этот двигатель сняли с производства. 

Двигатели Нивы

Два 1,6-литровых двигателя ВАЗа стали основой для легендарной Нивы. Первоначально на неё устанавливали тот же ВАЗ-2106, немного адаптированный для внедорожных условий (например, с защищённым от воды генератором). Этот двигатель получил название ВАЗ-2121. Затем его заменили на инжекторный вариант, но его мощности оказалось недостаточно, особенно для тяжелой пятидверной Нивы.

В результате появились более мощные двигатели с большим рабочим объемом: 1,8-литровый ВАЗ-2130(82–85 л.с.), карбюраторный ВАЗ-21213 (79 л.с.) и впрысковый ВАЗ-21214 (80–83 л.с.). Последние два имели объем 1690 см3.  Хотя первый вариант в итоге не прижился,  1,7-литровый двигатель ВАЗ-2123 по-прежнему используется на современных Нивах Legend и Travel. 

-5

-6

-7
-8

Этот двигатель не самый надежный в линейке ВАЗ. Он склонен к перегреву, а гидронатяжитель цепи ГРМ довольно слабый.  Если он выйдет из строя,  цепь может перескочить, что приведет к столкновению клапанов с поршнями. После 100 000 км пробега  может увеличиться расход масла. Также есть  хронические проблемы с течами и различными деталями навесного оборудования. 

Для «восьмерки» и «десятки» 

После запуска производства "классики",  АвтоВАЗ начал работу над новым, более современным семейством автомобилей. Первой моделью стала переднеприводная "восьмёрка",  с поперечно расположенным двигателем.  В 1984 году на ней дебютировал совершенно новый мотор - ВАЗ-2108.  Этот 1,3-литровый двигатель с карбюратором, 8 клапанами и ременным приводом ГРМ развивал 64 лошадиных силы.  На тот момент он был лучшим двигателем ВАЗа, созданным при активном участии инженеров Porsche.

-9

"Восьмёрочный" двигатель, как и его классический аналог,  стал основой для  двух других моторов АвтоВАЗа. Первый из них -  малоизвестный в России 1,1-литровый карбюраторный ВАЗ-21081.  Его создали специально для экспорта в страны с льготными налогами на малолитражные автомобили, где  "восьмёрки",  "девятки" и "девяносто девятые" с мощностью 54 лошадиных силы пользовались спросом. 

Второй двигатель,  появившийся в 1987 году,  стал самым массовым двигателем ВАЗа, доступным для "восьмёрки".  Это 1,5-литровый 8-клапанный карбюраторный ВАЗ-21083, с увеличенным диаметром поршней с 76 до 82 мм.  Он развивал 72 лошадиных силы. 

Этот же двигатель,  под названием ВАЗ-2110,  первым установили на "десятку".  Он  был склонен к перегреву,  имел плавающие обороты,  перебои с зажиганием и течи.  Проблемы были связаны с низким качеством комплектующих и запчастей, характерным для 1990-х годов.  При правильном обслуживании  этот двигатель,  относительно экономичный и недорогой в обслуживании,  может прослужить около 250 000 км без капитального ремонта. 

-10

В ходе очередной модернизации из ВАЗ-2110 появился 1,5-литровый 8-клапанный ВАЗ-2111.  Благодаря этому  все переднеприводные модели АвтоВАЗа, от  Самары-2 (обновленной "восьмёрки") до лифтбека ВАЗ-2112,  перешли на систему распределенного впрыска топлива.  

-11

Новая «голова» 

Уже в 1980-х годах стало ясно, что восьми клапанов в двигателе недостаточно. Они ограничивали поток горючей смеси, а значит, и мощность.  Сегодня практически все двигатели имеют по четыре клапана на цилиндр,  и это не случайно. 

Следуя этой тенденции,  АвтоВАЗ представил свой первый 16-клапанный двигатель в 1997 году.  Он получил название ВАЗ-2112.  В Тольятти разработали новую головку блока с двумя распредвалами, которую установили на стандартный 1,5-литровый блок ВАЗ-21083.  Благодаря улучшенному  наполнению  мощность  увеличилась до 94 лошадиных сил.  Это был самый мощный двигатель ВАЗа на тот момент.  "Десятки" и "двенашки" с этим двигателем,  получившие дополнительную "троечку" к имени (ВАЗ-21103),  пользовались большой популярностью.  Несмотря на "болячки",  присущие этой модели,  ресурс двигателя  часто достигал 250 000 км,  а иногда  даже  превышал эту отметку. 

-12

В 2004 году на смену предыдущему двигателю пришел ВАЗ-21124.  Его рабочий объем увеличили до 1,6 литра, но из-за наличия катализатора мощность оказалась немного ниже, чем у предшественника.  Это  разочаровало многих поклонников "десятки".  Однако  новые индивидуальные катушки  снизили количество отказов системы зажигания.  Одновременно с этим  8-клапанный ВАЗ-2111  также модернизировали, увеличив рабочий объем до 1596 см3  и мощность до 80 л.с.  Обновленный двигатель получил название ВАЗ-21114. 

Наконец,  в 2003 году появился  1,8-литровый 16-клапанный ВАЗ-21128  мощностью 106 л.с.  Но  на заводской конвейер он не попал  и устанавливался только на  мелкосерийные модели тольяттинского ателье Супер Авто. 

-13

Моторы Приоры и Калины 

Приора,  заменившая ВАЗ-2110,  сначала использовала  те же двигатели:  8- и 16-клапанный 1.6.  В другом цеху АвтоВАЗа  тот же 80-сильный  "восьмиклапанный" двигатель,  но под названием ВАЗ-11183,  устанавливали на Калину.  В 2011 году его снова модернизировали,  установив  облегченную шатунно-поршневую группу.  В результате  появился ВАЗ-11186 мощностью 87 л.с.  Этот двигатель  установили на  обновленные модели Калины и Гранты.  Та же модель,  но с индексом ВАЗ-21116,  шла на Приору.

Благодаря всем доработкам,  исходный двигатель "восьмёрки"  стал  значительно  более  надежным.  Можно смело рассчитывать  на 300 000 км  относительно беспроблемного пробега.  Главное  не забывать о проблемах с электрикой  и  регулярно регулировать  зазоры  клапанов.

Неприятным моментом было то,  что при обрыве ремня ГРМ у этих двигателей  гнуть клапаны.  Причиной обрыва ремня  могло стать  заклинивание водяной помпы.  В середине 2018 года  эту проблему решили,  установив  на ВАЗ-11186  "безвтыковые" поршни  с  специальными выемками под клапаны.

На Приору  в основном  устанавливали  16-клапанный  ВАЗ-21126.  Как и  "восьмиклапанный",  он получил облегченные поршни.  Специалисты из Супер-Авто  модернизировали  его,  увеличив  рабочий объем до 1,8 литра  и  получив 123 л.с.  Также  существовали  спортивные модификации на базе стандартного заводского блока.  Самым мощным серийным двигателем ВАЗа на тот момент  стал  136-сильный мотор  хэтчбека  Lada Kalina NFR. 

-14

Отдельно стоит упомянуть о двигателе ВАЗ-11194 мощностью 89 л.с. Это 16-клапанный мотор с уменьшенным до 1,4 литра рабочим объемом.  Его выпускали всего несколько лет,  и  устанавливали только на Калину.  Этот двигатель не получил широкого распространения,  в первую очередь  из-за  недостаточного  крутящего момента,  которого не хватало даже компактному хэтчбеку.  Кроме того,  поршневая группа меньшего диаметра  оказалась неудачной -  эти моторы  чаще страдали масложором,  чем 1,6-литровые.  

-15

К 2013 году ВАЗ-21126  превратился в ВАЗ-21127.  Благодаря установке впускного коллектора переменной длины мощность двигателя выросла с 98 до 106 л.с.  Замена капризного ДМРВ на комбинацию датчиков абсолютного давления и температуры воздуха  решила проблему плавающих оборотов  на холостом ходу.  А после того,  как  в 2018 году  у  ВАЗ-21127  также  появились  "безвтыковые" поршни,  его можно смело  назвать  самым надежным двигателем ВАЗа. 

Наше время 

ВАЗ-21127  прекрасно  прижился на Гранте.  А  какой двигатель  установлен на Лада Веста  и XRAY?  Это  снова  модернизированная версия ВАЗ-21127 - ВАЗ-21129.  Мощность  осталась прежней - 106 л.с.,  отличия  заключаются в  переделанных опорах,  другой форме масляного поддона,  новой прошивке,  а также в модернизированном впуске и выпуске. 

Топовым  двигателем для Весты и XRAY стал  1,8-литровый ВАЗ-21179.  Его  основное  отличие от родственного 1,6-литрового блока,  помимо  большего  объема,  наличие фазорегулятора  на  впускном валу.  Базовая версия  развивает  122 л.с.,  а  форсированная 145-сильная модификация  установлена  на  Весте Спорт.  На данный момент  этот двигатель  является  самым мощным в линейке  АвтоВАЗа.  Жаль,  что  он  склонен  к  масляным течам и масложору,  а  при обрыве ремня ГРМ  гнет клапаны.  Но  на практике  его  ресурс  может  достигать  400 000 км. 

-16

Одним из последних новшеств в линейке двигателей ВАЗа стал  ВАЗ-11182.  Чтобы понять его историю, нужно вспомнить 1,6-литровый 8-клапанный  ВАЗ-11186  от  Гранты  первого поколения.  В 2016 году  для  этого  мотора  выпустили  версию,  соответствующую  экологическим  нормам  Евро-5.  Этот  двигатель  получил  отдельное  название - ВАЗ-11189  и  установили  его  на  Lada Largus.  В 2021 году  на  его  основе  был  создан  ВАЗ-11182.  На  сегодняшний  день  это  лучший  "восьмиклапанный" двигатель ВАЗа. 

Здесь,  как  и  прежде,  используется  чугунный  блок,  но  установлена  новая  крышка  ГБЦ  с  более  производительной  системой  вентиляции  картера,  а  также  обновленный  ремень  ГРМ  и  облегченная  ШПГ.  Гидрокомпенсаторы,  к  сожалению,  так  и  не  появились.  Но  мощность  увеличилась  с  87  до  90  л.с.  В  итоге  ВАЗ-11182  обеспечивает  хорошую  тягу  на  низких  оборотах,  неприхотлив  к  качеству  топлива  и  недорог  в  обслуживании.  Это  самый  надежный  двигатель  ВАЗа.  Сегодня  его  устанавливают  не  только  на  Granta,  но  и  на  рестайлинговую  Весту. 

-17