Именно "валяется"! Сегодня для России своя идеология необходима, как воздух! И ряд весьма достойных деятелей и групп разрабатывают варианты национальной идеологии. Философ Лепехин, Изборский клуб с писателем Прохановым, команда экономиста Хазина и другие.
Но у них ничего годного на практике не получается и получиться не может. Сегодня уже не пройдет, что кто-то у себя в кабинете что-то напишет и скажет: "Идем туда!".
Это у нас уже было, но тогда писал идеологию и теорию гений! И при этом, опираясь на запросы народа. Но так как это был первый заход, то дров было наломано немало, и сегодня таких гениев на горизонте не видно.
Поэтому поступим так. Пойдем "от противного" - сначала выясним, какая сейчас у нас идеология работает и что нам в ней точно не надо. Тогда уже можно ставить задачу, "а как нам надо". Так мы используем известный закон: "правильная постановка задачи - половина ее решения". Итак поехали!
Где "валяется" идеология, по которой мы живем?
Да на каждом шагу! Ее проявления можно видеть в любом магазине, на интернет порталах, СМИ, просто на улице. И эти повседневные проявления западной идеологии наши мыслители почему-то не замечают. Поэтому, прежде, чем выстраивать что-то свое, нужно до конца, до мелочей, понять, в какой реальности мы находимся. Важность этого подхода вы поймете по ходу анализа. Поехали!
Запад в каждом магазине!
Итак, когда мы заходим в любой супермаркет и попадаем... на территорию изощренных маркетинговых технологий, основанных на западных ценностях. Да, мы вроде бы в своей стране, но в тоже время на Западе. Перейдя порог магазина, нами, с нашим сознанием начинают работать приемы и психотехники лучших западных, или наученных наших маркетологов и психологов. И их цель одна - повышение продаж!
Маркетинговые уловки, основанные на западных ценностях и технологиях
Вот всего несколько таких.
В чем магия ценника 999 руб?
Благодаря этой уловке маркетологи заставляют посетителей воспринимать иллюзорно меньшую цену и покупать больше. Потому, что психологически наш мозг воспринимает только одну левую цифру и цена 999 руб., воспринимается, как 900 рублей.
Клиент считает, что сэкономил 100 руб и так перерасходует свой бюджет. В итоге некоторым не хватает дожить до зарплаты.
Скажите, нам это надо? И что с этим делать? Запретить законодательно писать цену 999 руб., или что?
Красный ценник - еще одна уловка!
Нас приучили, что красный ценник говорит о скидке, но это не всегда так.
Маркетологи специально окрашивают этикетку в красный цвет, хотя цена обычная. Это тоже игра на нашей психологии на подсознательном уровне.
Так магазины регулируют объемы продаж продуктов, у которых, например, истекает срок годности. Вроде бы нормально - товар еще годен.
С этим как быть? Заставить снижать цены на такие продукты, или что?
Использование на упаковке персонажей известных и не очень
Типажи для рекламы выбираются весьма тщательно ради повышения доверия и ущнаваемости продукта. Вот два примера на упаковке для сыра:
Здесь преследуются 2 цели:
- Многие клиенты сочтут,, что уж такие уж немолодые персонажи не будут обманывать и в составе и технологии все по-честному.
- Узнаваемость. Если продукт понравился, то его легче найти на полке среди массы конкурентов.
С этим что будем делать? Посчитаем этот прием безобидным и правомерным?
К рекламе часто привлекают знаменитостей, так как они априори вызывают у обывателя доверие:
Приобретая рекламируемый любимым персонажем товар, клиент считает, что уж он-то не будет рекламировать что попало. Доверие к личности, как бы переносится на товар и еще он ментально становится ближе к звезде. Хотя, на деле этот персонаж даже не нюхал, что он рекламирует, но деньги пахнут оч хорошо! Примитивный маркетинговый ход, который легко распознать.
А с этим что нам делать? Ведь элементарная уловка! Запретить и все? Я с трудом представляю, как, например, в СССР, артист, сыгравший Ленина, рекламировал бы памперсы, или колбасу.
Прием - как заставить купить дорогой продукт?
Здесь тоже все отработано - включается психология сравнения. Выпускают на рынок такой же, но еще дороже и через короткое время продажи растут первого. Эти приемом часто используют производители автомобилей.
Этот прием будем запрещать, или как?
"На уровне глаз"
На уровне глаз размещают продукты, для которых была «продана полка» - за которые производитель оплатил рекламу в СМИ.
Здесь целая маркетинговая цепочка. Вы посмотрели рекламу и в ваш мозг заложили положительный образ продукта, который держится некоторое время. Когда вы приходите в магазин и видите этот продукт на уровне глаз, скорее всего вы его купите. Цепочка замкнулась!
А вот это уже жесть!
Продукты на уровне детских глаз!
Маркетологи не забыли и о детях.
Товары, которые могут желать дети, расположены рядом с их уровнем глаз. Задача — чтобы ребенок начал желать детский товар и упросил своих родителей его купить.
Причем, часто это вредные продукты, например, с большим количеством сахара, который еще вызывает и зависимость. Так это и здорово! Бизнес - ничего личного!
С этим мы долго будем мириться?
А вот и откуда ноги растут!
Без Парижа не жизнь!
Здесь уловка в том, чтобы убедить, что, именно этот шампунь рекомендуют все стилисты Парижа. Правда, это или нет - неважно! Ну, а кластер в мозге граждан, что в Париже парфюм и средства ухода лучшие в мире уже зашит еще Петром I. И хотя сегодня это уже не так, но уловка хорошо работает на колониальные мозги.
Уловки производителей для повышения продаж
Работа на свалку!
На такой мелочи, как ручная чистка для картофеля и других овощей много не заработать. Тем более, что она служит годами. И вот один "гениальный" маркетолог предложил их красить в цвет картофельной кожуры, в расчете на рассеянность домохозяек.
Расчет оправдался - они стали их выбрасывать в мусор и продажи возросли.
Здесь возникает логичный вопрос, сколько ВВП США лежит на свалке?
Продажа образа жизни
Часто потребитель приобретает товар потому, что он «обещает» образ жизни, как в рекламе. Он думает, что обладание этим товара автоматически сделает его жизнь счастливее. Тогда он будет как бы похож на рекламного героя, который полон сил потому, что каждое утро употребляет рекламируемый напиток. Он будет принадлежать некой касте избранных!
И состав и последствия после употребления не имеют никакого значения.
Эти все уловки и хитрости являются прямым проявлением западной идеологии потребительства. И не поддаться сложно! Эти техники и приемы возведены там в ранг искусства и действуют на мозг неотвратимо.
Идеология конечно подразумевает наличие литературы. И таковая есть в изобилии на книжных полках в России. Вот здесь масса приемов и стратегий продаж:
Как видим, здесь и "Психология убеждения" и даже "Охота на покупателя".
Теперь сформулируем:
Основные тезисы этой части идеологии Запада
- Основная цель предпринимателей - продажи с целью извлечения максимальной прибыли.
- Многие сомнительные с точки зрения морали, психологические методы и уловки, заставляющие человека стать клиентом являются законными.
- Избыточное потребление продукции гражданами в результате технологий убеждения признается нормальным, даже, если она отправляется на свалку.
После этого небольшого разбора, мы уже поняли, где мы находимся и можем отсечь, что нам не нужно. Но здесь встает другой вопрос. А как, на каких принципах продвигать наши продукты:
- Как их выкладывать на полках,
- Какую и как давать потребителям информацию в СМИ и на этикетках.
- И главное,- какие свойства в продуктах мы допускаем, а какие нет.
Вот это уже конкретная постановка задачи в одной, но очень важной части идеологии. И никакие философы, писатели, или экономисты этого не решат. Это нужно пропустить через нашего российского потребителя - через народ!
Именно это я и попытался здесь сделать.
Итак, ваши отзывы, мнения и предложения.
PS:
Если так по шагам мы создадим человеко-ориентированную идеологию и воплотим в практику, думаю, что многие бывшие республики к нам подтянутся. И это будет шаг к новому СССР 2.0.
Что вы на это скажете?