На этом канале есть целая статья, посвящённая знаковым произведениям отца всей современной мировой научной фантастики Герберта Уэллса (1866-1946 гг.). Сегодня же предлагаю вспомнить (а может, и впервые познакомиться, тут уж как карта ляжет) ещё один прелюбопытный роман за авторством гениального британца – «Когда Спящий проснётся». Первый вариант книги вышел в свет в страшно далёком 1899 году. Через десяток лет мастер её дописал и дополнил, но суть осталась прежней: из этого океана воображения и предчувствия выросли ноги главных фантастических антиутопий XX века. И всё, что мы читали у Оруэлла, Брэдбери, Стругацких, Замятина, Ефремова и иже с ними, так или иначе опиралось или перекликалось с первоосновой Уэллса.
Парадоксально, но бытует мнение, что сам писатель «Спящего» недолюбливал и считал роман откровенно скучным. После подобных слов отдельные горе-критики тут же поспешили обозвать роман неудачником и всяческим образом выразить своё презрение к «посредственной писульке». Охотно допускаю, что самому Уэллсу творческий процесс давался с огромным трудом, ведь в книге писатель постарался охватить необъятное и описать все сферы человеческой жизни: от образования до религии. Возможно, кого-то могли и утомить довольно подробные описания технических новшеств и политической системы, но называть роман «скучным»... Решительно не согласен!
Конечно, завязка истории не выдерживает никакой критики. По сути, она едва лучше всех этих опостылевших бредней о попаданцах и избранных, таинственных порталах в никуда и машинах времени. Но Уэллс хотя бы постарался подвести под неё хиленькую научную основу, а не приплетал магию.
Итак, перед нами главный герой – мистер Грэхем, коренной обитатель и уроженец Англии XIX века. Главные черты персонажа, которые впоследствии определят всю его судьбу, кроются в паре строк: «Он был фанатик-радикал, вернее социалист – энергичный, необузданный, дикий. Он вел жестокую полемику со своими противниками, работал как лошадь и надорвался». (Г. Уэллс, «Когда спящий пробудится»).
(Кстати, в этом кроется одна из особенностей британского мастера: его нельзя читать с наскока. Увлёкшись описанием какого-нибудь действия, ты можешь пропустить ненароком «неважный» диалог и потом будешь долго гадать над мотивами и поступками персонажей).
Годам к тридцати мистер Грэхем совершенно извёл себя медикаментами и запрещёнными препаратами и впал в некую разновидность летаргического сна. А проснулся через 200 лет...
Да, подобное выглядит смешно, особенно если учесть, что за пару веков персонаж не умер от истощения, не утратил остатки разума и в целом чувствовал себя, словно после серьёзной попойки. Пусть пока штормит и покачивает, но пара глотков бодрящего напитка быстро приведут его в чувство. Гораздо веселее другая вводная Уэллса: Грэхем проснулся собственником половины Земли и, значит, самым настоящим Повелителем! Оказывается, что Совет опекунов (в дальнейшем – просто Совет), смотрящий за телом спящего героя, сверхразумно распорядился сбережениями Грэхема, стал скупать дома и дачи, фабрики, газеты и пароходы и потихоньку подгрёб под себя всё. Такое вот торжество капитализма! (Интересно, а кто-нибудь скажет, какое самое слабое звено в этой схеме?)
Честное слово, после подобной околесицы от Уэллса захотелось зашвырнуть книгу в самый тёмный угол и никогда больше не доставать. Но я пересилил себя и был вознаграждён. Ведь дальше начинается НАСТОЯЩАЯ научная фантастика.
В будущем, по представлению писателя, наступила эра больших городов, которые окончательно уничтожили сельскую местность. «А когда телефон, кинематограф и фонограф окончательно вытеснили газету, книгу и школьного учителя, то жить вне поля действия электрических проводов было бы все равно, что жить дикарем, отрезанным от цивилизованного мира». (Г. Уэллс, «Когда спящий пробудится»). По сути, вся планета превратилась в безлюдную пустошь с огромными человейниками на месте Лондона, Парижа и прочих мегаполисов. Сходство с муравейниками усиливается и от закрытой конструкции этих городов, которые защищены от внешних воздействий и куда не проникает даже солнечный свет.
Под крышами рождаются, живут и умирают миллиарды людей, причём ни о каком равенстве и свободе нет и речи. Социальные лифты не работают, и все люди чётко поделены на касты. Рабочий и бедняк?.. Будешь носить голубую джинсу! Страж порядка?.. Получите и распишитесь за красный мундир! Кстати, полиции в будущем аж 14 видов – видать, не всё спокойно в Датском королевстве.
И верно, благополучие верхушки социальной пирамиды стоит на рабском труде низов, которые своим положением не шибко довольны, ропщут и ждут, когда Спящий проснётся и поведёт их в светлое будущее.
Ну а Спящий, он же бесчувственный Грэхем, давно превратился для землян в некое подобие божества. И к мавзолею с его телом тянутся толпы туристов. Ничего не напоминает?
Вообще, образ спящего героя или Короля-под-горой, который в минуту опасности должен проснуться и помочь своему народу, для мировой культуры весьма примечателен. Здесь вам и Артур, и Мэрлин, и Карл Великий, и Барбаросса, и Фрэнсис Дрейк... В нашей стране существует легенда о Суворове, который спит в дремучем лесу среди мхов и болот в пещере, а рядом светит неугасимая лампада и звучит поминальная молитва... Ну а истории о Ленине, который вот-вот проснётся, уж век как ходят в народе...
Повторюсь: в своём романе Уэллс уделил много внимания мироустройству будущего. Он не забыл ни про трансформировавшийся за два века язык (любопытно, но автор назвал в числе четырёх главных языков Земли английский и русский); ни про католическую церковь, которая превратилась в коммерческое предприятие; ни про расовые различия... В последнем вопросе автор остался истинным англичанином своего времени, имеющим за спиной многовековую традицию торговли африканскими рабами. Он и мысли не допустил, что в будущем люди с разным цветом кожи будут равны. Катастрофический просчёт!
Зато угадал с многими другими аспектами, в том числе с изобретением скайпа, а также с возможностью воздушного боя на летательных винтокрылых машинах... И это в конце XIX века!
В общем, настоятельно рекомендую к прочтению. Ну а если лень мозолить глаза, то, помнится, у режиссёра Вуди Аллена был фильм «Спящий». Не экранизация, конечно, а всего лишь по мотивам, но на безрыбье...
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#спящий герой
#герберт уэллс
#антиутопия
#лучшие книги
#фантастика
#будущее
#города
#предсказания
#летаргический сон