Адиля Ахмадуллина, первостольник в СА «Экона», г. Казань. 5 лет в фармации. По законам вероисповедания мы не можем показать ее лицо.
– Адиля, почему Вы стали фармацевтом?
– Знаете, я ведь не сразу в эту профессию пришла. Хотя когда в школе училась, очень хотела стать фармацевтом, но после 11-го класса поступила в аграрный университет (Казанский государственный аграрный университет – прим. ред.). Год отучилась и поняла, что это совсем не мое – хочу учиться на фармацевта. Бросила университет и ушла в профильный колледж.
– Не разочаровались?
– Нет, ни в коем случае. До сих пор уверена, что сделала правильный выбор.
– А как родители отнеслись к такому решению?
– Сказали, что поддержат меня, раз нравится профессия фармацевта. Я ушла с «бюджета» в университете на «коммерцию», но они все равно одобрили мое решение.
– Какие предметы были самыми любимыми в колледже?
– Организация аптечной деятельности. А еще очень нравилась практика в производственных аптеках. У нас их две в Казани. Там мы делали сложные мази, аскорбиновую кислоту, перекись водорода. Было очень интересно.
– А что из предметов вообще не пригодилось?
– Философия, например. У нас еще преподавательница такая была озорная, особенная. Но большинство предметов нужные, конечно. Та же фармхимия особенно важна тем, кто на производстве планирует работать. Латынь, анатомия тоже нужны.
– Довольно плотное обучение и сложные предметы.
– Да. Когда я училась в университете, было проще.
– Адиля, как начинали свою аптечную карьеру?
– С 2019 года работала ночным дежурантом, а с 2021-го перешла уже в дневную смену.
– Не страшно было работать одной по ночам?
– Страшновато, но я закрывала дверь и отпускала лекарства через окошко. Да и кнопка вызова охраны была под рукой.
– Случалось ли что-то пугающее во время работы?
– Один раз было. Уже собиралась закрываться, отчеты делала, кассу снимала. Пришли мужчина и женщина, начали требовать продать им капли в нос. На мои слова, что аптека уже закрыта, отреагировали весьма агрессивно – грозили кулаком, не пускали, а меня уже такси ждало на улице. Я вернулась в аптеку, закрылась изнутри, отпустила таксиста и вызвала охрану. Все обошлось. Разъяренные посетители улетучились.
– А куда планируете расти?
– Сейчас заочно учусь на педагога-психолога по работе с молодежью. Временно не работаю – в декретном отпуске по уходу за двухлетней малышкой.
– Планируете потом в образовательной сфере развиваться?
– Да, возможно. Хотелось бы высшее образование получить и почему-то именно в эту сферу потянуло. Пока рассматриваю как «подушку безопасности».
– Что Вам нравится в работе фармацевта?
– Нравится, что нам доверяют люди, а мы им помогаем. Ведь когда они заболевают, не к врачам идут, а к нам. На нас лежит ответственность, как правильно отпустить лекарства, чтобы не навредить, снять симптомы и облегчить боль. Но все равно врачей мы заменить не можем, и нужно к ним обращаться, но не все же могут.
– Приходилось ли Вам прямо настаивать на том, чтобы покупатель обратился к врачу?
– Много таких случаев было. Но ведь за руку их к врачу не отведешь. Говорят «хорошо», а, может, потом в другую аптеку идут. Часто совета просят, но мы ведь не можем осмотреть и диагноз поставить.
– Курьезные случаи приходят на память?
– Например, нужен был парацетамол, а спросили простамол. Принесла – начали возмущаться цене в 800 с лишним рублей. Или приходят не с названием лекарства, а описывают таблетку, например, называют ее цвет, а ты уже предлагаешь варианты. Порой хотят, чтобы угадала препарат по одной букве.
– Терпения хватает на это «Поле чудес»?
– Обычно да.
– Случалось ли так, что не хотелось заступать на смену?
– Бывало такое.
– И как справлялись?
– В декрет ушла (смеется – прим. ред.)
– А сейчас на работу тянет?
– Порой очень.
– А по чему больше всего скучаете?
– По коллективу. Он у нас дружный очень. Да и работа фармацевта какая-то особенная, поэтому скучаю по атмосфере аптечной.
– От чего зависела Ваша зарплата?
– От планов продаж, в том числе, СТМ, УСТМ (условно собственная торговая марка – прим. ред.). Эти препараты тоже приоритетные.
– Как относитесь к планам продаж?
– Не очень. Сейчас, наверное, нет таких аптек, где планов нет.
– Опишите свою идеальную работу.
– Без планов продаж. Отпускаю то, что просят покупатели, то, что им нужно на самом деле. И, конечно, хорошая зарплата.
– А хорошая зарплата – это какая?
– В Казани, 40-50 тыс., наверное, а в Арске, где я сейчас живу, – около 35-40 тыс. В принципе, нормально.
– Какой у Вас был рабочий график?
– 2/2 с 8.00 до 21.00.
– А обед?
– Строго отведенного времени для обеда не было: когда успеешь, тогда и поешь.
– Получалось?
– Не очень (улыбается – прим. ред.).
– Родные часто к Вам обращаются за помощью?
– Очень. Рассказывают, где болит, просят порекомендовать лекарство.
– Как выбираете лекарства для себя и семьи?
– Полагаюсь на свой опыт. Рассматриваю и отечественные, и зарубежные препараты.
– Ваше отношение к российским производителям?
– Положительное. Почему бы и нет? Во-первых, они не завышают цену. Во-вторых, если, например, исчезнет какой-то препарат иностранный, то есть наш, а, значит, не будет дефицита.
– Есть ли у Вас любимые российские производители, которым доверяете?
– «Вертекс», «ОЗОН». Часто приходят и спрашивают просто «Вертекс». Пойди, догадайся, какой именно препарат.
– Вы упомянули «ОЗОН». Чем он привлекает?
– Доступной ценой. Регулярными поставками – не бывает дефицита. Широким ассортиментом.
– А как покупатели к нему относятся?
– Да хорошо. Обычно ему отдает предпочтение старшее поколение из-за комфортной цены.
– Как Вы ориентируетесь в многообразии витаминных комплексов, например?
– У меня обычно были специальные шпаргалочки около кассы. Когда постоянно смотришь на них, то информация автоматически запоминается. Такие шпаргалочки я и по новым препаратам делала. Там обычно краткая информация по преимуществам, применению.
– Часто ли приходилось сталкиваться с конфликтными покупателями, например, из-за рецептурных препаратов?
– Да, случалось. Были и такие ситуации: «Я стоматолог. Мне нужно». Или возмущались, что другой фармацевт отпустил препарат без рецепта в этой аптеке, а я – нет. Не уступала, ведь строгий отпуск таких препаратов не зря придуман. Они ведь и здоровью навредить могут.
Вот с тонометрами были ситуации. Перед продажей проверяешь, все работает. Покупатель уходит домой с прибором, что-то там с ним делает, возвращается – уже не работает. Приходилось выкупать, чтобы избежать конфликта.
Случались курьезные случаи с отпуском препаратов мужчинам. Они ведь обычно со списками супруг приходят. А потом разъяренная жена прибегает в аптеку с криками: «Что вы отпустили моему мужу?!» В таких случаях дешевле и проще самой оплатить, чем спорить.
– Были, напротив, благодарные клиенты, которые с цветами на 8 марта приходили или со словами: «Вы мне жизнь спасли»?
– Прям такого уж не было, а с конфетами – да (смеется – прим. ред.). Был у нас один дедушка, который приходил к нам со сладостями и всегда спасибо говорил.
– Опишите своего идеального посетителя аптеки?
– С порога улыбается и здоровается. Приходит с конкретным списком и дозировкой, оплачивает без сдачи. СТМ и УСТМ рад, да и высокий чек делает.
– Много таких было?
– Да не особо (смеется – прим. ред.).
– Каким должен быть идеальный фармацевт?
– Улыбчивым, приветливым, знающим, внимательно уточняющим симптомы. Идеальный фармацевт никогда не устает, не болеет и в декрет не уходит. Нужно уметь работать с людьми и иметь большое терпение.
– А что для Вас самое мотивирующее в работе?
– То, что люди выздоравливают. Уважают, обращаются к нам за советом, прислушиваются к нему и благодарят. Была такая ситуация, что на девушку напала бродячая собака. Пострадавшая забежала в аптеку, я ей все обработала – оказала первую помощь. Позже ее свекровь приходила и благодарила от всего сердца. Такие случаи тоже вдохновляют.
Подписывайтесь на нас в соцсетях – приходите за новыми знаниями, практикой, бонусами и общением.
Мы в Telegram: https://t.me/matchflow_client
Мы в Яндекс.Дзен: https://dzen.ru/matchflow
Мы во ВКонтакте: https://vk.com/pharmhub_rus