С праздником, уважаемые читатели! Есть особые случаи изображения Премудрости, которые имеют опосредованное отношение к богословию. Они сделаны в другой логике и имеет в первую очередь отношение к традиции античного искусства, в котором встречаются женские фигуры-олицетворения абстрактных понятий, в первую очередь качеств и свойств. В европейском искусстве живописи в эпоху Возрождения и Нового времени был бум аллегорических фигур. Но в Средневековье тоже использовали аллегории в живописи, в основном в Западной Европе. Однако и Византия тоже опиралась на античные традиции, поэтому и в её произведениях можно найти продолжение этого подхода к изображениям.
Олицетворять мудрость стали ещё в античном искусстве, правда примеров сохранилось немного и все они поздние. Но в качестве византийского примера лучше всего подойдёт так называемая Парижская Псалтирь десятого века, произведение искусства македонского ренессанса. На седьмой миниатюре царь и пророк Давид изображён посреди двух персонификаций: Софии и Пророчества. София слева от нас, указывает на небо в знак того, откуда мудрость происходит и держит под мышкой книгу - текст, мудрость содержащий.
Но наиболее распространённым вариантом с изображением персонификации Премудрости является образ женской фигуры (иногда с крыльями, в раннем периоде чаще без них), указывающий святому в процессе творчества (создания Евангелия или иконописного образа) на текст или изображение, им создаваемое. Фигуру эту следует понимать как Божественное Вдохновение, посланника Бога, осуществляющую соединение энергий - Божественных и человеческих (синергию).
Такие примеры также часто встречаются на Западе, но есть и византийские, и русские. Наиболее старое изображение - из так называемого Росанского кодекса (текста на греческом языке с Евангелиями от Матфея и Марка), созданного в шестом веке.
Начиная с четырнадцатого века до конца шестнадцатого изображение такой персонификации становится частым в славянских странах (Болгария, Македония, Черногория), а также на Руси. Премудрость является дополнением образов евангелистов.
Интересно, что на русской почве образ Премудрости в таком качестве изображается почти исключительно в сюжетах, связанных с евангелистом Лукой, причём чаще всего не как с автором Евангелия, а как с иконописцем.
Такие образы есть и в книжной миниатюре, и в отдельных иконах, и в иконостасах. Причём эти персонификации Премудрости всегда выглядят как ангелы: они крылатые и с нимбами, потому что русский иконописец никак по-другому не может осмыслить этот образ.
Но почему в это время на Руси вообще стали часто изображать апостола Луку за иконописанием? Почему изменились образы апостола и в них добавили персонификацию Премудрости? На первый вопрос ответить легче. Во-первых, возрастало значение образов Богоматери, созданных апостолом Лукой, в русской истории и культуре. Акцент на том, что автором этих икон стал апостол, повышает значимость и так известных как чудотворные икон. Во-вторых, в шестнадцатом веке в Европе зарождается протестантизм и его негативное отношение к иконопочитанию заставляет заявлять свою позицию иконопочитания более активно.
Но вот почему в столь понятный и лаконичный сюжет был добавлен образ Премудрости, есть только предположение. Возможно, это влияние западных гравюр и миниатюр.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!