Во время написания иконы необходимо учитывать множество нюансов — технику, художественно-образный язык, содержание изображения. Помимо мотивов в самом образе, есть и устоявшиеся средства для его написания. В разное время для создания икон использовались энкаустические, темперные, а с недавнего времени и акриловые краски.
Энкаустика, некогда распространенная в Древнем Египте и Греции, ныне практически вышла из употребления ввиду сложности изготовления красок. Пчелиный воск многократно вываривают в щелочах и высушивают, добавляют различные смолы и масла. Процесс может растянуться на несколько месяцев, это редкий и дорогой продукт. Тем не менее, иконы, выполненные в энкаустике (например, Фаюмские портреты), могут храниться тысячелетиями в практически первозданном виде.
Куда более простыми в изготовлении красками, но не менее древними (используются более 3 тыс. лет), являются темперные. До изобретения масляных красок (XV—XVII вв.) темпера была основным материалом для станковой живописи, даже саркофаги древнеегипетских фараонов были расписаны с ее помощью.
И сейчас темперные краски используются не только для написания икон. Техника работы древнерусских иконописцев нашла свое продолжение в творчестве мастеров лаковой миниатюры (Палех, Мстёра, Холуй). Некоторые современные художники также продолжают выбирать именно темперу.
Темпера изготавливается на основе сухих порошковых пигментов и воды, а связующим материалом являются эмульсии: натуральные (прим. яичный желток) и искусственные (масла в растворе клея и дисперсии полимеров). Подробнее о темпере можно почитать в трактате «Книга об искусстве» Ченнино Ченнини.
Узнать темперную икону можно по матовой, даже несколько бархатистой поверхности. Традиционно через некоторое время после окончания работы икона покрывалась лаком или олифой — так она надолго сохраняла свой первоначальный вид, защищенная от воздействия окружающей среды. Очень важно было не покрывать ее лаком сразу, иногда это происходило через несколько лет. Такие свидетельства можно найти, например, в письме Дюрера за 1509 год Якобу Геллеру, в котором Дюрер предупреждает Геллера не покрывать лаком только что написанное «Вознесение Марии». Однако сегодня от этой традиции постепенно уходят, так как темпера, в отличие от, например, масляных красок, и так достаточно устойчива к воздействию внешних факторов, а также без лака она сохраняет свою приятную матовую текстуру.
Высохшая темпера хоть и водостойка, однако позволяет иконе «дышать», оставаясь проницаемой для газов и влаги. По этой причине она популярна в монументальной живописи при росписи стен, избыточная влага которых будет продолжать испаряться и после написания картины.
На написание темперной иконы уходит очень много времени, не меньше месяца, поскольку большинство иконописцев все же стремятся покрыть икону олифой, а для этого необходимо время. В связи с этим возникает множество вопросов, например: как выполнить работу в более краткий срок без потери качества? Возможно ли выстроить процесс обучения иконописи оптимальным по времени и финансам? Во многих отдаленных регионах негде купить материалы для темперной иконописи, что осложняет процесс работы.
Решением этих проблем стало введение синтетических материалов. Сначала они заменили лишь часть природных, но сегодня зачастую можно встретить иконы, выполненные полностью «синтетикой». Синтетический акрил во многом походит на темперу: он достаточно тонкий для работы лессировками, не сильно меняет цвет по высыхании, сохнет быстро, что минимизирует риск подрывания предыдущего красочного слоя. Это облегчает процесс обучения и ускоряет работу.
Из преимуществ можно отметить, что цветовая палитра акриловых красок намного шире и ярче. Это сказывается на письме: оно более многоцветное и яркое, чем письмо темперой. Однако, отход от традиционных натуральных материалов вовсе не нарушает последовательности написания иконы и иконографический канон.
Что же такое акриловая краска вообще? Это водно-дисперсная краска на основе полиакрилатов. Американские типографы Леонор Колор и Сэм Голден в 1949 году разработали и запустили в продажу акриловую краску на скипидаре, а в 1963 году химик Генри Левинсон создал профессиональную акриловую краску. Многие знаменитые художники тех времен, например, Энди Уорхол, использовали ее в своих работах.
Кроме главного преимущества — очень быстрого высыхания — есть и другие. Можно создать любую консистенцию: разбавить краски водой до достаточно жидкого состояния, чтобы прорабатывать детали, а для ярких общих планов оставить консистенцию пастообразной. Благодаря специальным добавкам, акрил может становиться полупрозрачным, иметь свойства масла, быть блестящим или полностью матовым.
Насчет акриловых красок среди иконописцев часто ведутся споры. Некоторые говорят, что по причине того, что акрил не впитывает влагу, а грунт на иконной доске (левкас) состоит из мела и клея, т.е. не гигроскопичен, акриловая икона при повышении влажности может начать разрушаться изнутри. Другие отвечают, что акрил, полимеризуясь, образует более длинные и плотные полимерные цепочки и связи по сравнению с желтковым связующим, что делает его прочнее. Однако в практике встречаются случаи быстрого разрушения как темперных икон, так и акриловых, исходя из чего можно сделать вывод, что единственный гарант долговечности и сохранности первозданной красоты иконы — это качество и мастерство работы иконописца, а также правильное хранение объекта религиозного творчества.
Заказать писаную икону в темперной или акриловой технике вы можете, перейдя в наш каталог по ссылке или написав нам на почту: lavkaobitel.ru@gmail.com.