Аарон ("осиянный"), в ветхозаветных преданиях первый в череде первосвященников, родоначальник священнической касты. Аарон, сын Амрама и Иохавед из колена Левия, брат Мисея и Мариам Пророчицы, рождается во времена пребывания евреев в Египте; к моменту исхода Израиля ему уже 83 года (Исх. 7,7). Призвав косноязычного Моисея к пророческому служению, Яхве велит ему взять Аарона своим толмачом (4, 15-16). Во время спора с фараоном и состязания в чудотворстве с египетскими жрецами и волшебниками Аарон "ассистирует" Моисею, по его знаку являя теургические знамения: на глазах у фараона превращает свой посох в змею, а когда маги фараона делают то же самое, по Аарон поглощает их посохи (7, 10-12); тем же посохом Аарон наводит на Египет три первые "казни", всякий раз следуя приказу Моисея (7, 14-8, 17). Во время битвы с амаликитянами Аарон вместе с Ором поддерживает воздетые руки молящегося на вершине холма Моисея, что должно обеспечить победу (17, 10-12). Позднее Аарон и его сыновья по велению Яхве посвящаются в сан священника и получают исключительное право и обязанность совершать определённые культовые действия (28 и 29). Корей и многие другие " именитые люди" требуют равного участия всех в культе (Чис. 16, 1-3), но особое избранничество священнического сословия подтверждено двумя чудесами: во-первых, вождение довольных (Корея, Дафана и Аверона с их домочадцами) поглощает разверзшаяся земля, а мор среди сочувствовавших остановлен только умилостивительным хождением Аарона (16, 24-40); во-вторых, когда по приказу Моисея в скинии (шатре, который был средоточием культа местом "присутствия" Яхве) на ночь оставлены посохи старейшин 12 колен Израиля (см. Двенадцать сыновей Иакова), то на утро посох Аарона, старейшины колена Левия, найден чудесно расцветшим (Чис. 17). Однако высокий сан Аарона и его потомков сопряжён с грозной ответственностью. Так, в первый же день исполнения Аароном и его сыновьями сакральных обязанностей двое сыновей Аарона (Надава и Авиуд) пожраны "огнём от Яхве" за то, что, не дожидаясь возгорания этого таинственного огня, разожгли в своих кадильницах "огонь чуждый" (Лев.10, 1-2); Аарону и его оставшимся сыновьям даже не дано оплакать погибших, ибо они не смеют прерывать своего служения. Когда Моисей поднимается на Синайскую гору для общения с Яхве, он поручает народ Аарону и Ору; по требованию народа Аарон изготовляет золотого кумира в виде тельца, чем нарушает запрет идолопоклонства и навлекает гнев Яхве, от которого оказывается спасённым лишь благодаря заступничеству Моисея; Моисей, как "ревнитель веры", обличает впадающего в отступничество священника Аарона (Исх.32; Втор. 9, 20). Когда же Аарон (вместе с Мариам) порицает Моисея, ставя ему в вину его брак с "эфиоплянкой" и приписывая себе такое же пророческое достоинство, ему приходится принести покаяние в своём неразумии (Чис. 12, 1-11). Как и Моисею, Аарону не дано войти в "землю обетованную"; смерть постигает его в возрасте в 123 лет на горе Ор (по другой версии, - в Мосере; Втор. 10,6), где Моисей снимает с него священнические ризы и облекает в них Елеазара, сына Аарона и преемника его сана, а народ 30 дней оплакивает умершего (Чис. 20, 22-29; 33, 38-39). Для поздних библейских авторов Аарон "идеальный священник" (Езд.; Пс. 76, 21; Пс. 105, 16; Иис. Сир. 45, 7-27, и особенно Прем. Сол. 18, 20-25, где Аарон - "непорочный муж" и отвратитель гибели от народа). Талмудическая литература особенно подчёркивает в Аароне черты примирительности, кротости и мягкости. Этот мотив подхвачен и традицией ислама, давший Аарону (Гаруну) прозвище Абул-Фарадж ("отец утешения"). С. С. Аверинцев.