Тут можно долго рассуждать о том, можно ли найти в выпивке спасение, при условии соблюдения меры, конечно же. Или что является этой мерой? Или почему в культуре ряда стран бокал-другой вина за ужином ежедневно – абсолютная норма, а в СССР, например, неоднократно вводили «сухой закон» с весьма печальными последствиями.
Режиссер не дает четкого ответа на вопрос – пить или не пить. Он вообще никакого ответа не дает. Каждый должен решить это сам.
«- Что такое юность? Сон. Что такое любовь? Содержание сна».
Сёрен Кьеркегор
Этими словами датского философа и теолога, которого считают основателем европейского экзистенциализма, озаглавлен весь фильм. Потому что это глубокая и трогательная история о друзьях, которые решили проверить одну теорию и выяснить, постоянная доза алкоголя помогает улучшить качество жизни, или нет. А улучшать им есть что.
🎬Ещё по одной (2020)
Druk
Итак, главные герои, все учителя в одной школе Копенгагена:
- Мартин (Мадс Миккельсен), историк.
С женой практически не общается, у детей давно своя жизнь. Мартин никуда не ходит, ничем не интересуется, лишь изредка встречаясь с друзьями. Последней каплей стали претензии родителей к нему, как педагогу. Уроки Мартина скучны, дети ничего не усваивают, а у них экзамен. Историк Мартин не видит будущего, есть только обыденное настоящее.
- Николай (Магнус Милланг), школьный психолог.
Вроде как счастливо женат и живет в прекрасном доме. Но в свои сорок лет ему осточертело просыпаться по ночам от того, что один из его трех малолетних детей писает в их с женой постель. Николай выполняет поручения жены строго по списку (купить свежую треску, молоко, бумагу, подгузники и сено для кролика) и не смеет сказать, что он тоже задолбался. Психолог, которому нужен психолог.
- Томми (Томас Бо Ларсен), физкультурник.
Влачит какое-то жалкое существование. Томми одинок и живет с парализованной собакой, работу не любит, позволяет себе обзывать учеников «очкариками» и вообще с ними не церемонится. Несмотря на свою специальность, Томми сам едва шевелится по жизни.
- Пётр (Ларс Ранте), учитель музыки.
Петр также одинок и не знает, что с этим сделать. Хочется жену и детей, но когда? Музыка – его спасение, но и она не всегда в состоянии заглушить боль.
«- Он мог играть только в состоянии лёгкого опьянения. И играл потрясающе.
- А ты хочешь вывести нас на уровень Чайковского?
- Да. Но не думаю, что одна и та же дозировка влияет на всех одинаково. Попробуем и увидим.
- Полегче. Мы алкоголики или нет?
- Конечно, нет. Мы сами решаем, когда пить. Алкоголики так не могут».
У каждого героя куча проблем - проблемы на работе с подростками, проблемы домашние - отцов и детей, проблемы с женами. Кризис среднего возраста, так остро переживаемый мужчинами – налицо.
И вот, собравшись однажды в баре, чтобы отметить сорокалетие Николая, друзья обсуждают гипотезу учёного и психотерапевта Финна Скэрдеруда, согласно которой 0,5 промилле алкоголя в крови помогает человеку повысить свою эффективность и уровень счастья.
Кстати, сам Скэрдеруд неоднократно называл эти слова вырванными из контекста, но такое часто случается с разного рода теориями – мало кто дочитывает научный труд от начала до конца, выхватывая лишь самое интересное или поразительное.
Друзья решают проверить, работает это или нет – нужно выпивать в течение дня, строго не более дозы, обозначенной Скэрдерудом, исключая время после 20.00 (когда обычно и идет в ход этот один- два бокала вина), и выходные дни. То есть пить нужно на работе, когда еще?
И, надо сказать, жизнь заиграла новыми красками. Главный герой, Мартин, просто в ударе – в семье все налаживается, ученики в восторге от его уроков и материал усваивается. Казалось бы, как мало надо для счастья - 0,5 промилле алкоголя в крови.
«Это интересно, потому что речь идёт о Черчилле. Кроме написания 37 книг в 58 томах, он написал 500 картин, получил Нобелевскую по литературе, выиграл Вторую Мировую и сказал:
"Я не пью ни капли спиртного до завтрака".
Так что, когда будете бегать и б***ь в кусты, знайте, что у вас хорошая компания. Грант, Хемингуэй и старина Черчилль в два счёта бы вас уделали. Но вот вопрос:
Кто из вас, амбициозных молодых людей, провалит экзамен, а кто сдаст? Другими словами, кто вынесет себе мозги, как Хемингуэй, а кто выиграет мировую войну?».
Мне очень не хочется спойлерить, потому что фильм видели не все, а он стоит того, чтобы вы сами составили свое впечатление. Он полон боли, разочарований, трагизма, отчаяния и светлых надежд.
Даже сама история создания – не так проста.
Фильм снят на основе пьесы, написанной когда-то самим режиссером, Томасом Винтербергом. В свою очередь сюжету пьесы он обязан своей дочери Иде, представителю датской молодежи, 100% владеющей информацией о культуре потребления алкоголя.
«- Ясон, ты хороший парень. Сколько пьёшь в неделю?
- Не знаю.
Можешь мне сказать, я тебя не сдам.
- Минздрав не рекомендует больше 14единиц для мужчин и 7 для женщин.
- Ясон, ты пьёшь больше или меньше?
- Я пью в четверг, пятницу и субботу. И немного в воскресенье. И в среду, если идёт матч.
- Так сколько?
- 14-15 банок в четверг, пятницу, субботу. И 4-5 в воскресенье и среду.
- Сколько это в неделю?
- Около 50-55».
Ида настояла на том, что нужно снимать фильм и даже должна была сыграть дочь Мартина, но не сложилось. Через четыре дня после начала съёмок она погибла в автокатастрофе. Трагедия изменила и сценарий. Это перестало быть сюжетом, когда без алкоголя мировая история была бы совсем другой. Это стало чем-то больше. Портретом среднестатистического человека. Винтерберг из истории о выпивке снял трогательный фильм о пробуждении жизни.
«Ещё по одной» - посвящен Иде и частично снят в её классе и с её одноклассниками.
«Концепция страха — это то, как человек воспринимает своё падение».
Фильм прекрасен во всем – визуально, актерской игрой (Миккельсен просто гений), потрясающим подбором музыки, смыслом, в конце концов. Однозначно один из лучших проектов последних лет в мировом кинематографе.