Ключ повернут, но мотор не заводится? Эта неприятная ситуация может произойти с каждым автовладельцем. При столкновении с такой проблемой возникает множество вопросов: в чем причина, что делать в данном случае? Разобраться в ситуации, когда автомобиль не реагирует на поворот зажигания, бывает непросто.
Неисправность стартера - одна из возможных причин, по которой автомобиль не реагирует на поворот ключа. Стартер - это пусковой механизм, обеспечивающий раскрутку коленчатого вала двигателя. Если он вышел из строя, двигатель не заведется, и автомобиль не сможет тронуться с места.
Как понять, что проблема в стартере
Неисправности стартера бывают механического или электрического характера. Есть ряд признаков, которые указывают на проблемы с пусковым устройством. При повороте ключа зажигания может наблюдаться следующее:
- Полная тишина, стартер не крутится, не слышно привычного гула коленчатого вала, контрольные лампы на панели быстро гаснут или не загораются вовсе;
- Посторонние звуки под капотом - щелчки, металлический скрежет, но двигатель при этом не запускается;
- Реле щелкнуло, стартер начал вращаться, но с характерным визгом.
Разрядка аккумуляторной батареи - частая причина, когда стартер не проворачивает двигатель. Недостаток заряда блокирует работу стартера, но в данном случае это нельзя считать неисправностью самого пускового механизма.
Если аккумулятор разряжен, его можно восстановить с помощью пускового устройства - бустера. Для этого бустер подключают к клеммам АКБ, и затем заводится двигатель. С использованием бустера можно «реанимировать» аккумулятор для запуска автомобиля, однако для полноценной зарядки батареи может потребоваться специальное зарядное или пуско-зарядное оборудование, в зависимости от модели бустера.
Стартер не будет крутить, если у АКБ окислились или ослабли клеммы. Удалите с выводов окислы, проверьте затяжку — иногда это помогает исправить ситуацию.
Почему не крутит стартер
Существует множество возможных причин неисправности стартера, помимо разряженного аккумулятора. Это может быть износ деталей, таких как втулки якоря, щетки, повреждение муфты, проблемы с обмоткой и другие. Рассмотрим каждую из этих причин более детально.
Износ щёток
Щетки являются важными комплектующими электрического стартера, всего их четыре. В процессе работы щетки изнашиваются при контакте с якорем. Скопление графитовой пыли может привести к засорению щеточного узла, поломке пружинного механизма и перегреву. Если проблема в щетках, можно услышать характерные щелчки под капотом.
Срок службы щеток зависит от производителя, обычно это 100-200 тыс. км пробега. При проблемах со щетками, не всегда требуется замена всего стартера — достаточно заменить только щеточный узел.
Износ бендикса или зубьев маховика
Износ внутренних механизмов стартера может проявляться различными симптомами - скрежетом при вращении, жужжанием, но при этом двигатель не запускается. Хотя поломка зубьев маховика встречается реже, она также может стать причиной неисправности. В таких случаях обычно требуется замена бендикса или зубчатого колеса для устранения проблемы.
Прогар или окисление контактов
Электрическая цепь стартера, включающая аккумуляторную батарею, силовой провод, втягивающее реле и щетки электродвигателя, подвергается высокой нагрузке, пропуская ток до 300 ампер. Из-за этого цепь сильно нагревается, что приводит к оплавлению и разрушению поверхности силовых клемм. В результате нарушается проводимость в контактах. Чтобы восстановить работоспособность стартера, необходимо зачистить места соединений и надежно затянуть болты.
Заклинивание обгонной муфты
При неисправностях механизма стартер будет срабатывать на поворот ключа, но его вращение окажется холостым, не приводя к вращению коленчатого вала.
Для проверки состояния муфты, необходимо снять электростартер и извлечь узел. Затем следует повернуть шестерни в разные стороны. Если вращение свободное, значит, муфту требуется заменить.
Из-за особенностей расположения, обгонная муфта стартера склонна к накоплению грязи, что в итоге приводит к ее выходу из строя.
Износ подшипника ротора или втулок
Выход стартера из строя не происходит «внезапно». Замедленное вращение при заряженном аккумуляторе, появление шумов, затрудненный запуск двигателя - все это «симптомы», указывающие на износ втулок и подшипников механизма. Они возникают из-за появления радиальных люфтов в валу. Если износ деталей значителен, стартер может заклинить. Решением проблемы является замена изношенных втулок или подшипников.
Неисправность втягивающего реле
Если стартер не крутит, при этом под капотом не слышно посторонних звуков, возможно, вышло из строя втягивающее реле. Частыми причинами являются отсутствие контакта внутри катушек или разрушение контактных пластин.
Для возобновления работы стартера, необходимо заменить реле. Некоторые модели имеют съемную крышку, позволяющую разобрать устройство, зачистить пластины или заменить их. Однако корпус большинства втягивающих реле является неразборным.
Замыкание обмотки
Характерным признаком неисправности является запах горелой проводки. Замыкание возникает из-за перегрева. Высокие температуры разрушают защитное покрытие обмотки, что приводит к оголению проводов, а, следовательно, к замыканию. Если неисправность связана с обмоткой, то потребуется замена всего узла.
Проблема в цепи управления
Хотя данная неисправность встречается нечасто, её нельзя сбрасывать со счетов. Возможные причины: выход из строя замка зажигания, реле управления или обрыв провода. Для определения проблемы в цепи управления потребуется мультиметр. Алгоритм проверки следующий: поверните ключ зажигания и проверьте напряжение на проводе втягивающего реле. При отсутствии напряжения, необходимо проверить провод, замок зажигания и реле.
Можно ли продлить «жизнь» стартеру
Да, это несложно - достаточно соблюдать несколько простых правил:
- Не допускайте перегрева стартера. Рекомендуется запускать его не более 10 секунд за один раз. Зимой двигатель может не завестись сразу, в этом случае поворачивайте ключ зажигания с перерывами в 1 минуту между попытками.
- При запуске двигателя отключайте стартер сразу же. Если автомобиль оборудован кнопкой запуска, электроника отключит устройство самостоятельно. Длительное удержание ключа в положении "старт" увеличивает нагрузку на пусковой механизм.
- Следите за зарядом аккумулятора. Его недостаточный уровень может вызывать "рывки" стартера, что сокращает срок его исправной работы.
- Избегайте попадания влаги под капот, так как повышенная влажность приводит к окислению и разрушению контактов.
- Регулярно обслуживайте стартер: чистите от пыли и окислов, меняйте изношенные щетки. Рекомендуется проводить эти работы после 50 000 км пробега, особенно перед зимним сезоном. Не пренебрегайте обслуживанием, если стартер работает громче, не реагирует на поворот ключа или при запуске двигателя слышен скрежет.
Соблюдение этих правил продлит срок службы стартера, снизит вероятность непредвиденных расходов на его ремонт или замену и убережет вас от ситуации, когда "автомобиль внезапно не заводится".