Найти тему
mama_doc

Как уложить младенца спать за 15 минут. Осторожно: научный подход.

Если Вы недавно стали родителем, то скорее всего вся ваша жизнь сейчас крутится вокруг сна малыша. Не отчаивайтесь, этот период не вечен.

Все малыши разные, кто-то с самого рождения не испытывает проблем со сном, засыпает самостоятельно и спит всю ночь до утра (честно, такие дети существуют, я их сама видела😀), а кто-то требует помощи взрослых и "танцев с бубнами", при чем и это не всегда помогает и спать малыши укладываются уже от банальной усталости.

Возможно, Вы уже перепробовали все возможные методы успокоения и укладывания малыша, но я всё же предложу ещё один - научный.

Далее будет описание сути исследования, если Вы здесь только для того, чтобы узнать о "чудо-методе" листайте вниз до раздела "выводы".
Изображение из открытого источника в интернете.
Изображение из открытого источника в интернете.

Осенью 2022 года в журнале "Современная биология" (ориг. - "Current Biolоgy") группа учёных опубликовала результаты своего исследования в статье под названием "Метод успокоения и улучшения сна плачущих младенцев с использованием транспортной реакции" (ориг. - "A method to soothe and promote sleep in crying infants utilizing the transport response").

В исследовании принимали участие 21 младенец (10 девочек и 11 мальчиков) и их биологические матери из Японии и Италии.

Средний возраст участвовавших младенцев - 3,5 месяца (от 0 до 7 месяцев), средний возраст матерей - 36 лет (от 24 до 42 лет).

Исследование с участием малышей 1-го месяца жизни проводилось у них дома, матерям более старших малышей был предоставлен выбор - дома или в лаборатории.

За 1-2 часа до начала исследования все малыши были накормлены. Перед проведением эксперимента малышей укладывали на кровать, для наложения электродов электрокардиографа (некоторые младенцы ожидаемо начинали плакать, в таком случае эксперимент начинался спустя 10 минут после наложения электродов, после того, как малыш полностью успокаивался).

После всех этих манипуляций мать по инструкции выполняла 4 действия:

  • Ходила с малышом на руках (этап под названием WalkHold);
  • Сидела с малышом на руках (этап под названием SitHold);
  • Укладывала малыша в неподвижную кроватку (этап под названием COT);
  • Укладывала малыша в кроватку с механизмом "маятник" или коляску и совершала движения "вперед-назад" (этап под названием MCOT).

Каждый этап занимал по времени от 30 секунд до 5 минут (исследовались разные вариации). Когда малыш находился в кроватке или коляске мать вместе с экспертами находилась рядом.

Матери были проинформированы, что они могут прервать исследование в любой момент, если почувствуют усталость или дискомфорт от плача малыша.

Поведение участников, их мимика и движения тела, а также голосовые сигналы фиксировала портативная камера. Электрокардиограмма (ЭКГ) фиксировала изменения сердечного ритма младенцев (ЧСС - частоту сердечных сокращений).

Целью учёных было определить, при каких условиях малыши успокаиваются и перестают плакать. Вот какие результаты они получили:

На этапе SitHold:

  • 😭 3-месячный мальчик громко плакал;
  • 😳 3-месячный мальчик молчал с открытыми глазами;
  • 😴 5-месячная девочка молча закрыла-открыла-закрыла глаза и уснула.

На этапе COT:

  • 😭 2-месячный мальчик громко плакал;
  • 😤 2-месячная девочка издавала короткие недовольные звуки;
  • 😴 6-месячный мальчик молча уснул.

___________________________________________

Длительное удержание в положении сидя не успокаивало большинство плачущих младенцев.

В неподвижной кроватке большинство младенцев плакали и продолжение эксперимента было под угрозой, поскольку длительные крик и плач не утомляли малыша. В конечном итоге мамы останавливали исследование.

___________________________________________

На этапе WalkHold:

  • 😴 2-месячный мальчик уснул через 1 минуту и 30 секунд от начала ходьбы;
  • 😴 7-месячный мальчик уснул через 3 минуты и 30 секунд от начала ходьбы.

Длительная ходьба (не менее 5 минут) уменьшала долю плачущих младенцев, а к моменту, когда мать присаживалась, 5 из 11 (т.е 45,5% от общего количества) малышей спали, 4 успокаивались, а ещё 2 заснули в течение минуты на руках у сидящей матери.

Удивительно, но 5-минутная ходьба усыпляла младенцев даже днём, когда они должны были бодрствовать (!).

___________________________________________

На этапе MCOT:

  • 😴 5-месячная девочка плакала, лежа в неподвижной кроватке. 5 минут её носили в переноске, уснула в течение 1 минуты после того как мать села и взяла её на руки.

Когда малыши засыпали в качающейся кроватке или коляске родители пытались сразу же переложить их в кроватку. 7 из 21 малышей (35% от общего количества) просыпались, оставшиеся 14 продолжали спать.

Перекладывание малыша в первые 5 минут после засыпания сопровождалось открытием глаз и негативными голосовыми реакциями со стороны малыша. Для того, чтобы снизить вероятность пробуждения нужно посидеть с младенцем на руках в течение 5-8 минут. Это время неслучайно, оно соответствует длительности 1-й стадии сна у ребёнка первых 4-5 месяцев жизни.

___________________________________________

Выводы:

1. Ритмичные движения родителя успокаивают плачущего или тревожного малыша. Плач прекращался либо когда родитель ходил с малышом, либо когда перемещал его в кроватке/коляске вперед-назад.

2. Прежде чем переложить уснувшего малыша в кроватку необходимо посидеть с ним на руках в течение 5-8 минут. Короткий период сидения с малышом необходим, чтобы сгладить момент разлуки с родителем, который, как предполагают эксперты, пробуждает малыша ото сна.

___________________________________________

Так появился метод "успокоения и улучшения сна плачущих младенцев с использованием транспортной реакции" (некоторые авторы называют его методом "15 минут"). Он заключается в выполнении родителем всего 2 простых действий:

  • 👶🚶‍♀️родитель берёт плачущего младенца на руки и 5 минут ходит с ним по ровной свободной дороге в одном темпе без резких остановок и внезапных поворотов;
  • 👶‌🧎‍♀️после этого родитель с малышом садится и в течение 5-8 минут удерживает малыша перед перекладыванием его в кроватку.
Иллюстрированное изображение метода с сайта www.cell-com.ru, на котором опубликованы результаты исследования.
Иллюстрированное изображение метода с сайта www.cell-com.ru, на котором опубликованы результаты исследования.

Метод можно использовать в рамках повседневного родительского ухода. Он не рассчитан на долгосрочную перспективу, но может применяться в ситуациях, когда привычные методы успокоения (прикладывание к груди, ритуал перед сном или пустышка) не работают.

Учёные подчёркивают, что метод может сработать не со всеми детьми, но с большинством. В тех случаях, когда малыша что-либо беспокоит (прорезывание зубов, повышение температуры тела, вздутие живота и т.п) метод также может быть безрезультатным.

P.S. На мой взгляд это исследование также даёт пищу для размышлений о том, что все дети разные и каждому требуется свой индивидуальный подход, будь то вопросы засыпания, питания или развития малыша.

Со своим ребёнком я не пробовала описанный метод (узнала о нём несколько позже), однако мне знакомы ситуации пробуждения малыша сразу после перекладывания его в кроватку.

Я удерживала малыша на руках в сидячем положении в течение 10-15 минут от момента его засыпания. Меньшие промежутки времени нам не подходили. Когда я пробовала уменьшать период удержания на 2 минуты каждые 3 дня, то оказалось, что моему сыну все же требуется не менее 10 минут провести на маминых руках, прежде чем спокойно уснуть в своей кроватке.

___________________________________________

Что помогает Вам успокоить малыша и/или подготовить его ко сну?

Заинтересовал ли Вас описанный метод? Попробуете реализовать его с малышом?

Благодарю за внимание!