Знаете ли вы, что единственной древней цивилизацией, в котором имелось отдельное слово для синего цвета – был Древний Египет?
Даже Гомер в своей знаменитой «Одиссее» ни разу не упоминает синий цвет, даже при описании моря или неба.
Почему же в Египте синий цвет оказался достойным отдельного имени? Ученые полагают, что все дело в камнях лазурита, которые привозили из соседних стран. Самый красивый, яркий и насыщенный – из Афганистана, чуть попроще и бледнее – из Памира (современный Таджикистан).
Его использовали как поделочный камень, в качестве украшений и мозаики, перетирали в пыль и делали краски для фресок и окрашивания тканей. Его называли камнем богов и только высшие жрецы имели право носить синие одежды.
В Средние века и во времена Возрождения на основе лазурита делали краски. Они стоили очень дорого. Минералы требовалось не только добыть в далеких странах, но и перевезти через море.
Отсюда и название краски. Название происходит от латинских слов ultra (за пределами) и mare (море). То есть название связано вовсе не с тем, что ультрамарин синий – как море, а с тем, что ультрамарин везли из-за моря.
Для лучшей краски отбирались самые насыщенные по оттенку камни, которые затем разбивали, выбирали из породы мелкие зерна лазурита, которые перетирались в пыль. Затем порошок в определенных пропорциях перемешивали и перетирали с маслами, воском, смолами. Из одного килограмма лазурита получалось всего около 30 граммов порошка. Краска получалась такой дорогой, что художники не могли себе позволить ее купить и использовали ультрамарин в работах только если его покупал заказчик. Краску использовали в особых случаях и, часто, в синий цвет одевали Деву Марию или других святых.
В 1826 году французский химик Жан-Батист Гиме разработал синтетическую версию ультрамарина и создал пигмент, химически идентичный лазуриту, но еще более яркого цвета. Чтобы отличить его от минерального аналога, его назвали французским ультрамарином.
Благодаря своей доступности и эффективности в качестве альтернативы лазуриту, французский ультрамарин быстро стал более распространенным, чем исходный минеральный пигмент, и до сих пор считается основным цветом в палитре художника.
Сегодня ультрамарин присутствует в любой базовой профессиональной или учебной палитре, будь то акварель, цветные карандаши, гуашь, темпера, масло, пастель или акрил.
Давайте на примере акварели посмотрим на эту краску поближе.
Перед вами несколько разных популярных производителей. Обратите внимание, как сильно может отличаться оттенок и сила, с которой пигмент гранулируется.
Цвет, интенсивность и лессирующая способность в значительной степени зависят от степени измельчения пигмента, — чем тоньше измельчен порошок, тем выше качество пигмента.
Конечный результат также, зависит от рецепта связующих, у каждого производителя он свой.
Когда используете в работе ультрамарин, всегда помните, что он гранулируется. Вы можете управлять результатом. На фактурной бумаге (слева) крупинки, оседая в ячейках бумаги, будут видны сильнее, чем на гладкой (справа). От количества воды на бумаге тоже многое зависит. Если рисовать по мокрому, предварительно, смачивая лист (наверху) – взвесь пигмента будет оседать более хаотично. А если работать почти или совсем по сухому, то мелким частичкам будет сложно расплыться и краска ляжет плотнее и ровнее.
Часто ли вы используете в чистом виде или в смесях ультрамарин в своих работах?
Может быть, теперь вы чаще будете рисовать с помощью «камня богов»?
Автор статьи Елена Шваргалова