После десятилетий беспорядков в 1181 году Джаяварман VII восстановил порядок в Ангкорской империи, приняв буддизм и введя беспрецедентную программу государственного здравоохранения.
Он страдал от болезней своих подданных больше, чем от своих собственных, потому что короли страдают от боли народа, а не от своей собственной.
Так гласит стела XII века, отмечающая основание госпитального храма у берегов реки Меконг. Те же слова были начертаны на множестве храмов-госпиталей по всей огромной Ангкорской империи, которая в период своего расцвета в XI-XII веках охватывала большую часть Юго-Восточной Азии из своего центра в Ангкоре, на территории современной Камбоджи. Надпись относится к Джаяварману VII, первому буддийскому королю Ангкора. Его правление ознаменовало возвращение ангкорского монарха после десятилетий войн и беспорядков в Ангкоре, но оно также ознаменовало начало конца империи.
Ангкорская империя была основана в 802 году, когда Джаяварман II провел ритуальную церемонию в Пном Кулене, горном массиве к северу от района, ставшего столицей Ангкора. Согласно надписям, сделанным спустя два столетия после этого события, она включала в себя «магические обряды» и установку объекта ритуального значения. Эта церемония возвестила об объединении и суверенитете королевства Камбуджа, а своими магическими обрядами Джаяварман II установил культ девараджи - термин, который обычно переводят как «бог-царь». Хотя точное значение этого санскритского термина неоднозначно, он предполагает культ, основанный на тесной связи между королем и божеством.
Джаяварман VII занял трон Ангкора в 1181/2 году. Была обнаружена только одна датированная надпись, относящаяся к периоду между смертью его предшественника Сурьявармана II (двоюродного брата Джаявармана VII и строителя Ангкор-Вата) в 1150 и 1182 годах, поэтому подробности событий ранней юности Джаявармана VII остаются неясными. Эпиграфика указывает на то, что он принадлежал к королевской династии, правившей Ангкором в предыдущем столетии, и что он провел свою раннюю жизнь в изгнании. До его коронации на престол претендовали представители нескольких конкурирующих династий.
Сегодня Ангкорская империя наиболее известна своими монументальными индуистскими храмами, построенными сменявшими друг друга королями, чтобы ассоциировать себя с божественным через архитектурные имитации небесных сфер. Эти храмы сосредоточены в Ангкоре, но также разбросаны по Камбодже, Таиланду, Вьетнаму и Лаосу. Ангкорские короли поддерживали свою легитимность и закрепляли свое наследие с помощью храмового строительства; содержание религиозных комплексов считалось важнейшим средством поддержания символического порядка. Но для строительства и поддержания таких храмов требовалось большое количество населения. Например, огромный храмовый комплекс Та Пром (основан в 1186 году) поддерживался сотнями деревень и их 80 000 жителей. Последние исследования показывают, что Ангкор, вероятно, был крупнейшим городским мегаполисом в доиндустриальном мире. Правителям приходилось балансировать между божественными заботами и борьбой за власть и социальной политикой, направленной на удовлетворение мирских потребностей населения.
Джаяварман VII был искусным воином, пробившимся к трону после многих лет войн и потрясений, во время которых в Ангкор вторгались армии из соседней Чампы. Его завоевания запечатлены на барельефах в храме Байон, где изображены сражения между ангкорской и чамской армиями. Эта резная живопись показывает, что правление Джаявармана положило конец периоду гражданских беспорядков и что его двор стремился утвердить свою власть, вернув порядок и процветание населению. Восстановление столицы потребовало восстановления веры в институт королевской власти, а также проведения политики, которая бы способствовала его поддержке.
Джаяварман VII имел много общего с предыдущими ангкорскими монархами, но его смена государственной религии - с индуизма на буддизм - ознаменовала собой значительное событие. С самого начала Ангкор, судя по всему, отличался религиозной терпимостью; индуизм и буддизм мирно сосуществовали на протяжении веков, наряду с различными анимистскими верованиями. Но именно брахманическим божествам Сиве и Вишну короли отдавали дань уважения. Переход Джаявармана VII к буддизму махаяны, по-видимому, заменил культ девараджи культом короля-как-будды, или буддхараджи, сохранив при этом поклонение брахманическим божествам. Точные причины возвышения буддизма остаются неясными. Возможно, разрушения в Ангкоре ослабили веру в силу культа бога-царя, что потребовало переосмысления структур королевской власти.
Как и другие ангкорские короли, Джаяварман VII освятил храмы в честь и в честь своих родителей, хотя и в беспрецедентном масштабе. В 1186 году храм Та Пром был посвящен его матери. В 1191 году он посвятил храм Преах Кхан своему отцу. Байон был собственным государственным храмом короля, а в его центральной святыне находилась большая статуя Будды. Эти три храма образуют архитектурную триаду, которая символизирует буддистскую концепцию Махаяны, согласно которой из союза мудрости и сострадания приходит просветление, а Будда отождествляется с самим королем.
Но Джаяварман VII также продемонстрировал свою связь с буддийским царствованием через общественные работы, строительство которых значительно увеличилось во время его правления. Он строил дороги, мосты и дома отдыха, причем последние равномерно располагались с интервалом в 15 км вдоль главных дорог. Они служили не только населению, но и позволяли королю справляться с восстаниями за пределами столицы, а также открывать сухопутные торговые пути.
Однако именно в области здравоохранения программа Джаявармана VII по улучшению общественного благосостояния была наиболее отличительной. Медицинские знания имели долгую историю в Камбодже, но то, что можно понимать как государственное здравоохранение, хорошо поддерживаемое королевскими пожертвованиями, появилось только в XII веке.
Крупнейшим лечебным учреждением является храмовый комплекс Неак Пеан, построенный в центре большого искусственного водоема. Построенный во времена правления Джаявармана VII, он доступен только на лодках и состоит из пятиугольника прудов и центрального храма-святилища. Считается, что центральный пруд представляет собой мифическое озеро Анаватапта, расположенное в Гималаях, воды которого, как считается, излечивают от всех болезней. Создание озера Анаватапта в Ангкоре позволило королю укрепить свою связь с Буддой.
Наряду с этим центральным храмом-«больницей» надписи гласят, что Джаяварман VII основал еще 102 больницы. Вероятно, они были открыты для всех, хотя как оплачивался такой уход, неизвестно. Возможно, люди должны были делать пожертвования, но не исключено, что медицинская помощь предоставлялась бесплатно. В каждой больнице должна была находиться святыня Бхайсаджьягуру, Будды медицины и исцеления. Перед тем как стать Буддой, Бхайсаджьягуру дал обет помогать физическому и психическому здоровью всех живых существ. Указы госпитальеров гласят, что достаточно услышать имя Бхайсаджьягуру, чтобы излечиться от всех недугов.
Помимо ритуального и духовного лечения, в этих больницах также предлагалось лечение, более схожее с «современной» медициной. В надписях приводится список персонала и расходных материалов. В каждой больнице работали ачары - жрецы - и большая команда медицинских работников, включая двух врачей, двух аптекарей, восемь медсестер и шесть помощников. Также были охранники, повара, рисоводы и слуги. Медицинская команда предлагала диагностику, скорее всего, путем считывания пульса.
В больницах также выписывали лекарства, в том числе мед, масло, масло и патоку. Вполне вероятно, что медицинская алхимия составляла значительную часть медицинского обслуживания в Ангкоре. В надписи в храме Та Пром перечислены пожертвованные королем металлы и приборы, которые могли использоваться для алхимии, в том числе сульфид ртути и золотой котел.
Свидетельства этих медицинских практик можно найти в дневнике Чжоу Дагуана, китайского посланника, посетившего Ангкор в XIII веке. В своем ярком отчете о повседневной жизни в Ангкоре он писал, что ртуть и сера импортировались из Китая. Он также записал, что люди лечили болезни, «погружаясь в воду и многократно промывая голову» - именно такой способ лечения, возможно, предлагался в Неак Пеане.
Почему Джаярварман VII так заботился о здоровье населения? Возможно, его двор реагировал на срочную необходимость, например, на вспышку болезни или эпидемии, угрожавшую стабильности региона. Такие программы также помогли бы укрепить политическую власть и повысить лояльность к нему - важные соображения для лидера, объединяющего империю после многолетней войны. Но самое главное - забота Джаявармана об облегчении страданий своего народа отвечала роли защищающего и сострадающего буддийского монарха. Будучи буддистом, Джаяварман VII знал, что его альтруизм в отношении физического и психического благополучия населения позволит накопить большие кармические заслуги для него самого и его королевства. Возможно, эти больницы также способствовали обращению населения в буддизм.
Публично фиксируя подобные деяния в надписях, Джаяварман призывал своих преемников следовать его примеру. Другая надпись гласит:
Преисполненный глубокого сочувствия к благу мира, король дал такую клятву: «Всех существ, погруженных в океан существования, я могу вытащить благодаря этому благому делу. И пусть короли Камбоджи, которые придут после меня, привязанные к доброте... достигнут вместе со своими женами, сановниками и друзьями места освобождения, где больше нет болезней».
Однако Джаяварману VII суждено было стать последним из великих ангкорских монархов. Территория империи сокращалась по мере того, как соседние государства становились все более могущественными. К концу XV века королевская столица переместилась на юг, ближе к дельте Меконга. Причин для такого перемещения множество: возможная засуха, из-за которой гидравлика, на которую опирался Ангкор, вышла из строя, рост морской торговли и более частые вторжения в Ангкор сиамцев. Однако храмы Ангкора никогда не были заброшены или забыты; в них постоянно жили миряне и монашеские общины. Ангкор также сохранил свое религиозное и политическое значение: короли возвращаются сюда для совершения ритуальных обрядов и по сей день. Эти ритуалы обеспечивают процветание Камбоджи, что подтверждают клятвы, данные Джаяварманом VII в надписях XII века, даже когда всеобщее здравоохранение, финансируемое государством, исчезает из поля зрения.