В 2024 году исполняется 250 лет со дня рождения талантливого тагильского механика-изобретателя Ефима Алексеевича Черепанова.
По исследованиям доктора исторических наук В.С. Виргинского, Ефим Черепанов родился в 1774 году в семье вечноотданных крестьян Выйского завода, он был самым старшим ребенком. У Алексея Петровича Черепанова и его жены Марьи Семеновны было 11 детей. Семья Черепановых жила в Выйском заводском поселке, где основное население составляли старообрядцы, которые отличались грамотностью. С детства, как и большинство других заводских детей, Ефим Черепанов, обучившись грамоте «при доме», начал работать на Выйском заводе. Неизвестно, кто и когда помог талантливому мальчику, которому всегда был интересен любой заводской механизм, стать настоящим мастером. Возможно, это влияние заводской среды тагильских мастеров-самоучек таких, как Е.Г. Кузнецов или представителей трудовых династий Макаровых, Ерофеевых и др.
Известно, что А.П. Черепанов часто брал с собой на заводскую поденщину старшего сына, чтобы получить дополнительный заработок для большой семьи, а позднее Ефим стал учеником мехового мастера, т.е. специалиста по воздуходувным устройствам, которые играли важную роль в металлургическом производстве того времени.[1] Ефим Черепанов не только занимался ремонтом действующих механизмов, но и их усовершенствованием, например, предложил заменить ручные клинчатые мехи вододействующими.
Возможно, неслучайно в конце 90-х гг. XIX в. Е.А. Черепанова, как специалиста по воздуходувным устройствам, отправляют в командировку в Выборг, на новый Линдоловский завод, принадлежавший графине Д.П. Салтыковой. Работа тагильских мастеров, в числе которых был Е.А. Черепанов, настолько понравилась Д.П. Салтыковой, что она попросила Н.Н. Демидова оставить своих крепостных еще на год. Прибыв через год из Линдолово в Петербургскую контору, Ефим Черепанов и другие тагильские мастера получили специальный пропуск (№ 757 от 14 августа 1801 г.) для дальнейшего проезда на демидовские заводы. Благодаря этому документу мы знаем, как выглядел Ефим Алексеевич: «Черепанов – росту среднего, лицом весноват, волосы на голове и борода – рыжие, борода невелика, глаза серые, а отроду 26-ти лет…».[2]
По возвращению в Нижний Тагил, в 1801 году, Ефим Алексеевич женился на Евдокии Семеновне, а через 2 года у них родился сын Мирон. Сначала молодая семья жила вместе с родителями и с братом Алексеем, потом братья стали жить раздельно.
Известно, что в 1806 году Е.А. Черепанов был назначен на должность ученика плотинного мастера, а через год стал плотинным на Выйском заводе. В обязанности плотинного входили не только вопросы устройства, эксплуатации, ремонта гидротехнических сооружений, в т.ч. водяных двигателей, но и решение сложных технических задач по обслуживанию различного заводского оборудования.
Е.А. Черепанов всегда отличался знанием заводского дела в разных областях – железоделательного, медеплавильного производства, добычи золота и платины и др. Для решения проблемы создания собственного оборудования на демидовских заводах Е.А. Черепанов в 1810-х гг. организовал Выйское механическое заведение, где производились различные механизмы не только для заводов Нижнетагильского округа, но и по заказу для других предприятий Урала.
В 1820 г. в механическом заведении Е.А. Черепанов разработал свою первую паровую машину «противу силы двух человек» для действия токарного станка. В механическом заведении были созданы также паровые машины для решения проблемы водоотлива Меднорудянского рудника при шахтах: Анатольевская, Владимирская, Павловская, Ново-Анатольевская. Ефим Алексеевич при участии Мирона построил свыше двадцати паровых машин разной мощности и назначения.
«Все они имеют самую удобнейшую конструкцию, немногосложны, превосходной наружной отделки и действуют легко, с полным успехом», – указывалось в документе «О награждении медалью заводского служителя Черепанова».[3] Весной 1841 году по распоряжению П.А. Демидова за создание паровых машин Е.А. Черепанову, главному механику заводов Нижнетагильского округа, была отправлена серебряная ваза, украшенная турмалинами. [4]
Но в настоящее время Ефим Алексеевич и его главный помощник – сын Мирон Черепановы известны не как новаторы паровой техники, а как создатели первого русского паровоза и первой заводской рельсовой дороги!
190 лет назад, в 1834 году, Черепановы – Ефим, его сын Мирон и племянник Аммос закончили строительство первого в России паровоза. Его грузоподъемность составила 3,3 тонн, а скорость – 12-15 верст в час (13-16 км/ч). Через год был построен второй паровоз грузоподъемностью более 16 тонн. Они были построены для перевозки руды с Меднорудянского рудника на Выйский медеплавильный завод.
Благодаря Черепановым Россия стала единственным государством в Европе, где первые паровозы были изготовлены в своей стране, а не заимствованы в Англии. Хотя Е.А. и М.Е. Черепановы неоднократно были в заграничных командировках – в Англии, Швеции, но каждый раз они убеждались в правильности выбранной стратегии – техническому переоснащению демидовских заводов и внедрению паровых машин, как универсального двигателя, в различные сферы заводского производства.
Ефим Алексеевич Черепанов, а позднее его сын Мирон, несмотря на большую занятость, пытались реализовать поставленные задачи, а самое главное – «неослабно заводить машины для пользы заводов и облегчения сил трудящихся». А загруженность Ефима и Мирона Черепановых была очень большая. Например, в документе от 28 февраля 1838 г. указано, что «на попечении механиков Черепановых занятия: а) достройка третьей паровой машины при Медном руднике; b) устройство двоих мехов при доменном производстве; c) устройство десятисильной паровой машины для механического заведения; d) устройство небольших мехов для кузнечного или другого производства; e) приготовление небольшой гвоздаренной машины; f) приготовление механизма для пильной мельницы для Нижне-Салдинска…все эти предметы должны покончиться не далее 3 или много 4 месяцев, некоторые из них скорее…»[5].
Неудивительно, что постоянная «непосильная» работа подорвала здоровье Ефима Алексеевича. Он неоднократно просился в отставку, ссылаясь на преклонный возраст и «расстроенное здоровье», и писал, что «зрение мое становится плохо».[6] Но Петербургская контора и Демидовы утвердили только прибавку жалования Черепановым, но отставку Ефиму Алексеевичу не подписали.
4 июля 1842 года заводоуправление в своем рапорте № 1948 в Санкт-Петербургскую контору сообщало о смерти «старшего своего механика Ефима Черепанова, первого строителя паровых машин в Нижнетагильске…15 июня 1842 г…Он был 68 лет и помер от апоплексического удара, выезжавши еще накануне смерти по делам службы…».[7]
Традиции изобретательства и технического переоснащения демидовских заводов после смерти Е.А. Черепанова были продолжены его сыном Мироном, а позднее и племянником Аммосом Черепановым. Новаторские достижения Черепановых способствовали развитию отечественной техники в различных областях горнозаводской промышленности, в частности, машиностроения, созданию железнодорожного транспорта, но больше всего они были известны, как «устроители паровых машин».
Высоцкая Надежда Алексеевна, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
_________________________________________
[1] В.С. Виргинский. Черепановы. Свердловск, 1987 . – С. 27.
[2] В.С. Виргинский. Жизнь и деятельность русских механиков Черепановых. Москва, 1956. – С. 32
[3] Дело о награждении Е. А. Черепанова медалью. 1833 г. // РГИА. Ф. 37. Оп. 5. Д. 340. Лл. 108 – 112 об.; В.С. Виргинский. Жизнь и деятельность русских механиков Черепановых. М. 1956 – С.274.
[4] В настоящее время серебряная ваза с турмалинами представлена в экспозиции Историко-технического музея «Дом Черепановых».
[5] В.С. Виргинский. Жизнь и деятельность русских механиков Черепановых. М. 1956 – С. 169.
[6] Там же. С. 66
[7] Там же. С. 182