Найти в Дзене

День в истории. Митрополит, его жёны, дети и духовные дети

«Митрополит-Апологет-Благовестник» Александр Введенский (1889—1946)

25 июля 1946 года не стало, как он сам себя именовал, «митрополита-Апологета-Благовестника» русского церковного обновленчества Александра Введенского (1889—1946). Посмотрев на заглавную фотографию совершенно светского человека, с изящным платочком в кармашке пиджака, конечно, не сразу признаешь в нём предстоятеля церковного монашества, пусть и обновленческого.
Впрочем, какого там монашества! У митрополита была жена, даже несколько жён, и множество детей. Корреспондент американского журнала «Life», оказавшаяся в Москве в 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны, оставила нам ряд интересных фотографий из домашней жизни предстоятеля Обновленческой церкви.

-2

Александр Введенский со своей женой. 1941 год. Как видим, глава Обновленческой церкви митрополит Александр не чуждался некоторого щегольства в быту и тяготел к искусству

-3
-4

Александр Введенский со своим сыном от первого брака, с женой и сыном, у себя дома, 1941 год

Конечно, в церкви предстоятель не ходил в светской одежде, это было бы чересчур даже по меркам обновленцев. Здесь он снят в полном церковном облачении:

-5
-6

Но и тут продолжал эпатировать своим внешним обликом. Ведь каждый, увидев такие снимки, спросит: а где же... борода? Чисто выбритый церковный иерарх, пусть и обновленческий – одно это, конечно, уже поражало воображение. Иногда он, впрочем, носил небольшую бороду.
Вот, для сравнения, церковные оппоненты митрополита Александра, заснятые тогда же и тем же американским корреспондентом.

-7

Деятели патриаршей церкви во главе с митрополитом Московским Сергием. 1941 год

О чём они так доверительно и со вкусом шушукаются? Вполне возможно, что как раз о каких-нибудь «кознях и интригах» Александра Ивановича. С которым им, кстати, вскоре предстояло путешествие в эвакуацию в одном железнодорожном вагоне. Соратник Введенского и историк обновленчества Александр Краснов-Левитин описывал эту встречу. Когда Введенский с семьёй вошёл в вагон, «там уже сидело несколько скромно одетых людей (руководителей баптистской общины) и такой же скромный бородатый человек (одноглазый) — старообрядческий архиепископ Московский и всея Руси Иринарх. Едва уселись по местам, как в дверях началась суматоха — внесли чьи-то вещи, почтительно раскрылись двери вагона: в вагон вошёл среднего роста старичок с седой окладистой бородой, в золотом пенсне, с подёргивающимся нервным тиком лицом, одетый в рясу и монашескую скуфейку. «Какая встреча!» — бросился к нему Введенский. Улыбнувшись, старичок дружески с ним облобызался. «Да, да, какая встреча!» — сказал пожилой, профессорского вида блондин, сопровождавший старичка, и тоже троекратно облобызался с Введенским. Вошедшие были старые знакомые Введенского: в последний раз Введенский видел старичка в скуфейке девятнадцать лет назад, осенью 1922 года. А.И. Введенский был тогда молодым преуспевающим протоиереем — зам. председателя ВЦУ, а старичок был членом ВЦУ, и на осенней сессии в 1922 году они сидели рядом. Теперь Введенский, уже немолодой и непреуспевающий, был первоиерархом обновленческой церкви, а вошедший носил в это время титул: «Патриарший Местоблюститель Блаженнейший Сергий, Митрополит Московский и Коломенский»... Генерал МГБ улыбался снисходительно и иронически, братья баптисты и старообрядческий архиерей, скромно потупившись, искоса наблюдали за лобызаниями друзей. Прелестная блондинка [супруга Введенского] нервно пеленала ребенка. Так началось не имеющее прецедентов в истории Русской Церкви путешествие иерархов вглубь страны».

-8

Патриарх Сергий (1867—1944). Фото журнала «Life». «Старичок с седой окладистой бородой, в золотом пенсне, с подёргивающимся нервным тиком лицом» — спутник Введенского по путешествию вглубь России

Конечно, Краснов-Левитин совершенно правильно отмечает, что в 1941 году Введенский был уже «немолодым и непреуспевающим», время его молодости и триумфа выпало на 1920-е годы, когда он вёл блистательные диспуты с безбожниками, вплоть до самого наркома Луначарского, и читал пламенные проповеди в церквях.

-9

Обложка журнала «Смехач». 1925 год. Рисунок Бориса Антоновского (1891—1935). «Парад алле. По поводу серии диспутов «Есть бог или нет бога». Глас с небеси: «Чемпион Наркомпроса, тяжеловес Луначарский! Богатырь Нового Афона, Александр Введенский! Борьба решительная — до результата!»


Писатель Варлам Шаламов считал: «Обновленческое движение погибло из-за своего дон-кихотства — у обновленцев было запрещено брать плату за требы — это было одним из основных принципов. Обновленческие священники были обречены на нищету с самого начала; и тихоновцы, и сергиевцы как раз брали плату — на том стояли и быстро разбогатели». «Христос в понимании Введенского – земной революционер невиданного масштаба. Толстовскую концепцию о непротивлении злу Введенский высмеивал многократно и жестоко. Напоминал о том, что евангельскому Христу более подходит формула «не мир, но меч», а не «не противься злому насилием». Именно насилие применял Христос, изгоняя торгующих из храма... Идея союза с передовой наукой, борьба со всякой магией, колдовством, понимание обрядности в свете критического разума — тоже было идеей Введенского».

А так все обновленцы и сторонники «живой церкви», включая Введенского, выглядели с точки зрения белой эмиграции.

-10

Владимир Кадулин (1884—1957). Живоцерковник. 1921

Но вернёмся в июль 1946 года, ко дню похорон Александра Ивановича. Об этом событии вспоминал церковный деятель Анатолий Свенцицкий (1921—2007):
«Храм Св<ятого> Пимена Великого был переполнен, но странные были похороны. Я пришёл в храм к 10 утра. Заупокойная литургия ещё не началась. Пожилые женщины в народе высказывались об Александре Ивановиче крайне резко: «Да какой же он митрополит! Смотрите — три жены у гроба, все тут…». Народ почти не осенял себя крестным знамением. Служба всё не начиналась, кого-то ждали. Очевидно, архиерея, подумал я. Но кто же будет отпевать Введенского? Распорядители попросили народ расступиться, и в храм вошла и медленно пошла ко гробу… Александра Михайловна Коллонтай... Чёрное платье, орден Ленина на <…> груди, в руках огромный букет красных и белых роз. Стала А.М. Коллонтай у гроба рядом с женами А.И. Введенского».

-11

Александра Коллонтай (1872—1952)

Так христианский революционер получил последнюю и немного неожиданную дань уважения от поколения революционеров-марксистов...
Вывод Варлама Шаламова: «Александр Введенский и был тем церковным реформатором, — их очень много в истории и не только России — чьи идеи одержали победу, отстранив и уничтожив самого новатора. То, что в русской церковной истории называется наследством патриарха Сергия — это и есть идеи Введенского, принятые на вооружение при отстранении их автора и главного идеолога».

-12

Венки на похоронах Александра Введенского. 1946

-13

Надгробие Александра Введенского