Найти тему
Газета Metro Петербург

Шемякин и Высоцкий вернулись в "Чрево Парижа"

   Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий в мастерской художника в Париже. Фотография Патрика Бернара. 1976 год
Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий в мастерской художника в Париже. Фотография Патрика Бернара. 1976 год

Новый выставочный проект в Центре Михаила Шемякина посвящён творческому союзу поэта и художника. Экспозиция включает объединённые вместе стихи Высоцкого и иллюстрации к ним Шемякина, станковые произведения - например, знаменитую серию "Чрево Парижа", к которой художник вновь обращается в 2024 году уже в новом формате.

   Коллаж Михаила ШемякинаАлёна Бобрович
Коллаж Михаила ШемякинаАлёна Бобрович

"Михаил Шемякин проиллюстрировал 42 стихотворения Владимира Высоцкого, - рассказала Metro генеральный директор Центра Михаила Шемякина, куратор выставки Ольга Сазонова. - Кроме самих иллюстраций на экспозиции представлены эскизы к некоторым работам. Сейчас их интересно рассматривать, получается, что мы можем идти вслед за художником, проследить за его творческой мыслью".

   К теме "Чрево Парижа" Михаил Шемякин вернулся в 2024 годуАлёна Бобрович
К теме "Чрево Парижа" Михаил Шемякин вернулся в 2024 годуАлёна Бобрович

Ещё один блок выставки посвящён серии работ "Чрево Парижа".

Приехав в столицу Франции, молодой Михаил Шемякин под впечатлением романа Эмиля Золя "Чрево Парижа" отправился на знаменитый рынок. Шёл 1972 год. Узнав, что рынок скоро закрывается, художник в течение какого-то времени фотографировал мясников, таскающих на себе огромные туши, а затем создал свою знаменитую серию литографий.

   Литография "Чрева Парижа"
Литография "Чрева Парижа"

"Высоцкий посетил парижскую мастерскую, когда самого художника там не было, - продолжает куратор выставки. - И под впечатлением от увиденного и рассказов Шемякина за одну ночь написал стихотворение "Тушеноши".

   Литография "Чрева Парижа"
Литография "Чрева Парижа"

И кто вы суть? Безликие кликуши?

Куда грядёте - в Мекку ли, в Мессины?

Модели ли влачите к Монпарнасу?

Кровавы ваши спины, словно туши,

А туши - как ободранные спины.

И рёбра в рёбра - и нету спасу.

   Литография "Чрева Парижа"
Литография "Чрева Парижа"

Полный текст стихотворения, написанный рукой Высоцкого, также экспонируется в рамках выставки.

В этом году Михаил Шемякин снова вернулся к теме "Тушеноши" и специально для этой выставки создал два масштабных коллажа - один с портретом Высоцкого, второй - со своим.

Художник использовал фото Владимира Высоцкого, сделанное Шемякиным в 1970-х: поэт и актёр выглядывает из освежёванной туши.

   Иллюстрация к стихотворению Владимира Высоцкого "Моя цыганская"
Иллюстрация к стихотворению Владимира Высоцкого "Моя цыганская"

"Шемякин показывал Высоцкому работу Рембрандта, на которой из-за туши быка выглядывает девушка, - объясняет Ольга Сазонова. - Этот театральный образ поразил актёра, и он попросил своего друга снять его примерно так же. Туша была в мастерской, Шемякин использовал её в качестве модели. Так появилась столь необычная фотография Высоцкого, которая теперь стала частью коллажа".

   Иллюстрация к стихотворению Владимира Высоцкого "Погоня"
Иллюстрация к стихотворению Владимира Высоцкого "Погоня"

Третий блок посвящён музыке. Художник начиная с 1976 года записывает песни Высоцкого в хорошем качестве. Бобины и магнитофон, несмотря на частые переезды художника, чудом сохранились. Центр Михаила Шемякина нашёл реставраторов, технику восстановили, теперь она в хорошем состоянии - увидеть легендарный магнитофон и услышать записанные на нём песни Владимира Высоцкого также можно на выставке.

   Иллюстрация к стихотворению Владимира Высоцкого "Спасите наши души"
Иллюстрация к стихотворению Владимира Высоцкого "Спасите наши души"

"Впервые Михаил Михайлович продекламировал стихи, которые были посвящены ему лично, - говорит куратор выставки. - У Шемякина интересная интонация и манера исполнения, эти тексты теперь звучат в новом ключе".

Алена Бобрович