Павел Медведев считает, что повышение ключевой ставки не сможет остановить рост цен. Некоторые эксперты с ним не согласны: по их мнению, инфляция в скором времени упадет. Однако опыт наблюдений последних месяцев подсказывает неутешительные выводы.
Инфляция в России к 22 июля в годовом выражении замедлилась до 9,07%: с 16 по 22 июля рост цен на товары и услуги составил 0,11% после тех же 0,11% с 9 по 15 июля, 0,27% со 2 по 8 июля и 0,66% в "тарифную неделю" с 25 июня по 1 июля.
26 июля Центробанк будет принимать решение по ключевой ставке. Пока консенсус-прогноз свидетельствует о ее повышении впервые за семь месяцев. При этом многие ждут шаг сразу в 2 процентных пункта — до 18%. Зампред ЦБ Алексей Заботкин еще в начале июля заявлял, что аргументы в пользу повышения ключевой ставки стали весомее, а доводы в пользу ее сохранения заметно ослабли. В последний раз ставка менялась в декабре 2023 года, тогда ее повысили до 16%.
Эпидемия
Финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков, доктор экономических наук Павел Медведев подчеркнул, что данные цифры являются релевантными на крайне небольшом отрезке времени, в действительности ситуация далеко не такая радужная. Он объясняет это методикой подсчета. Показатели, которые используют статисты, являются очень узким срезом реальной действительности.
"Давайте попробую объяснить это на простом примере: мы хотим описать физическое состояние человека. Чтобы это сделать, необходимо теоретически выписать тысячи показателей: возраст, рост, вес, количество накопленного жира, гемоглобин и так далее. Но при этом часто говорят: "Возраст, что вы хотите?" Разве это характеризует состояние человека? Если жизнь развивается плавно, то тогда один и тот же показатель может достаточно хорошо характеризовать состояние гражданина. Но если человек заболел, например, коронавирусом, то тогда нужны уже какие-то другие характеристики для описания его состояния. В экономике у нас случилась "эпидемия коронавируса". То есть произошло нечто такое, чего не было раньше. А мы продолжаем сравнивать "доковидные" показатели с теми, которые имеют место сегодня. Но они несравнимы", – подчеркнул Павел Медведев.
Надежда есть
Общую ситуацию в экономике он описал как "напряженную". Экономист вновь провел параллель между ее текущим состоянием и пандемией коронавируса:
"Когда пандемия только началась, заболевание лечили самым вздорным образом. Но не потому, что врачи неквалифицированные, а потому, что до этого они просто не сталкивались с подобным. То же самое сейчас происходит и в экономике".
Экономист полагает, что инфляция будет расти, потому что значительные суммы выдаются на товары и услуги, которые не продаются на рынке. И выделенные деньги распределяются между товарами и услугами, которые на рынке можно приобрести. А значит, они будут дорожать.
Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев считает, что снижение уровня инфляции можно назвать традиционным, – этот процесс можно ежегодно наблюдать в августе и сентябре. Более того, аналитик предположил, что к концу года она пойдет на спад, поскольку пик уже пройден.
"Соответственно, уровень годовой инфляции составит 8%, может быть, даже 7,5%. Что подвигнет ЦБ снижать ставку. Но на ближайшем заседании до 18% ее повысят".
Следите за руками
Российский политолог и политтехнолог обратил внимание на то, что нередко прогнозы ЦБ и Росстата относительно уровня инфляции разнятся. Это связано с методологией в выборе базы – они могут отличаться.
"Инфляция всегда будет приблизительной – это первое. Второе – инфляция никогда не включает в себя "товарных возможностей". Если вы вместо одного товара покупаете другой, потому что первого в наличии нет, а второй стоит дороже, это в инфляцию не включается. Поэтому специалисты всегда по этому поводу шутят, что потребителю инфляция кажется гораздо выше, чем она есть на самом деле. Лично для себя вы сможете ее выяснить только в том случае, если каждодневно в течение двух или трех лет будете в "экселевскую" табличку записывать все свои расходы. Но вы же не будете этого делать, верно?" – иронично заметил эксперт.
Александр Разуваев согласен с этим мнением, заметив, что "методология у "Росстата" постоянно меняется".