Чего не хватает для полноценной «удалёнки» врача
На днях группа экспертов представила проект новаций в телемедицине на заседании экспертного совета по здравоохранению в Госдуме. Авторы проекта новаций считают, что дистанционное консультирование пациента, при котором врач не будет обязан находиться в клинике, сделало бы привлекательнее профессию врача, позволило бы продолжать работу специалистам, находящимся в декрете или получившим инвалидность, а также снизить дефицит медицинских кадров в стране. Поговорили с представителями клиник, чьи врачи консультируют онлайн на платформе «Медтера», о том, как новация сработает в практике, реально ли внедрить её и чего не хватает для полноценной «удалёнки» врача сегодня.
ФНКЦ ФМБА России
Ирина Панюхина, заведующая клинико-диагностическим центром
В ФНКЦ ФМБА России наиболее востребованы онлайн-консультации гастроэнтеролога, кардиолога, эндокринолога и аллерголога. Также онлайн-приёмы проводят гинеколог, травматолог, онколог и бариатрический хирург. Даже такие редкие специалисты, как торакальные и кардиохирурги, иногда нуждаются в онлайн-формате. Чаще всего он используется для повторных консультаций.
Первичные консультации без очного приёма ограничены законом: мы не можем ставить диагноз и назначать лечение. Поэтому пациенты часто не возвращаются после первичной консультации. А вот повторные консультации очень востребованы, так как мы можем контролировать лечение по анализам и самочувствию пациента. Это удобный формат, особенно для врачей хирургических специальностей, онкологов и травматологов, у которых часто запрашивают второе мнение по поводу операций.
Пациенты могут выслушать разные мнения и сделать осознанный выбор.
Решение разрешить консультировать онлайн вне клиники увеличит доступность высококвалифицированной помощи.
Многие врачи живут далеко от клиники и вынуждены работать на неполные ставки, что приводит к потерям для клиники.
Разрешение консультировать вне клиники позволит сохранить специалистов и улучшить условия их работы. Это также обеспечит более безопасное и официальное сопровождение пациентов.
Если врач сможет выделить часы для удаленных консультаций, это улучшит качество обслуживания и безопасность для всех.
Кроме того,
разрешение на дистанционную работу позволит врачам уделять время предварительному изучению медицинских документов и подготовке рекомендаций. Это повысит качество помощи и доступность врачей для пациентов.
В России сейчас создается единая медицинская информационная система, где мы в скором времени будем видеть, где пациент был, в какой клинике, у какого специалиста. Как происходит в настоящее время? Если пациент записался, например, к кардиологу, и он не был у кардиолога в нашей клинике, эта консультация считается первичной. И к сожалению, я, как кардиолог, могу дать очень мало информации этому пациенту. У пациента будет ощущение, что он что-то недополучил, да и у доктора от этого мало удовлетворения. Если бы мы могли считать приём нашего кардиолога после визита в другую клинику повторным обращением, видели бы исследования, это бы значительно улучшило коммуникацию с пациентом. Мы смогли бы уточнить диагноз, скорректировать лечение и назначения. Сейчас мы этого сделать не можем.
Другой пример: пациент просит скорректировать терапию после стационарного лечения в другой клинике, или ему что-то непонятно в назначениях. Я, к сожалению, не могу написать этому пациенту коррекцию терапии. А если бы его обращение считалось повторным, даже не в нашей клинике, это бы облегчило задачу и принесло пациенту больше результатов.
Швейцарская Университетская клиника
Валентина Сабирова, консультант по развитию клиники
Наши врачи консультируют предоперационных пациентов перед приездом в клинику и послеоперационных — после отъезда. География пациентов действительно широкая. Если говорить о наших врачах, если бы специалист, находясь, например, на больничном мог бы провести срочную консультацию по операции, не присутствуя в клинике, в теории это отличная мысль. Но на практике есть законодательство. Если врач находится в отпуске по уходу за ребёнком, в ежегодном запланированном отпуске согласно Трудовому Кодексу или на больничном, то согласно разным статьям и законам мы как работодатель поставлены в определенные рамки — как при привлечении к работе такого сотрудника, так и при оплате труда. Поэтому одного только законодательства о телемедицине недостаточно.
Другим клиникам новация может быть полезна, если, предположим, врач находится в другом городе или за границей на обучении. В случае введения новации он мог бы не прекращать приём в это время. Или даже в рамках его рабочего графика — днем он мог бы вести приём очно в клинике, а вечером продолжить онлайн-консультирование на дому, расширив свою доступность для пациента и сделав рабочий график более гибким.
Врач-консультант, имеющий по трудовому договору гибридный график работы (в клинике и из дома), был бы более доступен для пациентов, если бы появилась возможность консультировать по защищенным каналам связи и передачи информации. Другие варианты пока кажутся невозможными, учитывая ТК и федеральные законы.
Если говорить об онлайн-консультировании в целом и о том, каких ещё изменений недостаёт в текущем законодательстве, насколько я помню, за телемедицинские консультации пациент не может получить налоговый вычет. Если это до сих пор так, то это недоработка.
Ещё хотелось бы иметь возможность принимать первичных пациентов в телемедицине. Потому что пациент может иметь на руках большое количество обследований и желание уехать в другой город на операцию. Но нужен ли ему именно этот врач? Сможет ли доктор предложить хирургическое лечение хотя бы предварительно до первичного осмотра?
Или хотя бы вывести в онлайн-формат первичную консультацию терапевта, который мог бы рекомендовать узкого специалиста. Сейчас согласно закону о телемедицине мы имеем право проводить консультацию только после того, как пациент уже был физически в клинике.
Больше оценок экспертов и практик телемедицины глазами клиник и врачей — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить 🩵