Найти в Дзене
Aqua Archive

Воспоминание об обучении в 2012-2016 г. Часть 3

В СПБГАСУ нас учили масштабно, для сравнения читаемая дисциплина, включающая в себя лекции и курсовую, по внутренним системам водоснабжения и водоотведения была аперитивом перед остальными(городские КОС,ВОС и прочие специфичные вещи большой производительности), а наполнение курсовой, судя по старым методичкам для специалистов, что была на кафедре, не актуализировалась лет 40. Т.е. когда еще было разделение на водопроводчиков(холодных и горячих), отведенцев и популярным решением были не ИТП, а ЦТП. Причем на ПГС данная дисциплина была еще больше урезана, при сравнении с нами, профильными студентами факультета. Однако, после общестроительного факультета первых 2-х курсов, которые кое как получилось пережить, случай привел меня на другой факультет при распределении по специальностям, а направление у обучающей программы называлось «водоснабжение и водоотведение». Буду честен, изначально после общестроительного факультета я подался на кафедру деревянных конструкций факультета «проектировани

В СПБГАСУ нас учили масштабно, для сравнения читаемая дисциплина, включающая в себя лекции и курсовую, по внутренним системам водоснабжения и водоотведения была аперитивом перед остальными(городские КОС,ВОС и прочие специфичные вещи большой производительности), а наполнение курсовой, судя по старым методичкам для специалистов, что была на кафедре, не актуализировалась лет 40. Т.е. когда еще было разделение на водопроводчиков(холодных и горячих), отведенцев и популярным решением были не ИТП, а ЦТП. Причем на ПГС данная дисциплина была еще больше урезана, при сравнении с нами, профильными студентами факультета.

Однако, после общестроительного факультета первых 2-х курсов, которые кое как получилось пережить, случай привел меня на другой факультет при распределении по специальностям, а направление у обучающей программы называлось «водоснабжение и водоотведение».

Буду честен, изначально после общестроительного факультета я подался на кафедру деревянных конструкций факультета «проектирования зданий», но после первой недели вводного обучения стало понятно, что эту программу я не потяну, да и не лежит к ней душа, и, роняя глину с кафедры геотехники, я убежал на свободные места, о которых узнал от бывших одногруппников.

Да, те самые свободные места были на водоснабжении и водоотведении факультета «Водопользование и экологии», образованного от слияния 3-4 профильных кафедр. Среди студентов было распространено, что «вода» — это совсем уж какой-то отстой и для обсосов. В приоритете из строительных направлений высшего учебного заведения всегда были факультеты «проектирование зданий», «промышленное и гражданское строительство», из инженерии в почете было теплогазоснабжение для дам.

Не знаю, откуда и когда пошло такое отношение, но уже в студенческой среде складывается стереотип о простоте нашей сферы деятельности. Так же некоторые преподаватели были этим неприятно удивлены, когда были неформальные беседы с нашей группой: нам говорили, что было время, когда направление воды было приоритетным и престижным, был конкурс на место, а сейчас какой-то бардак и это так печально, что у направления недобор, на него берут студентов уровня, вроде моего (автора). В лучшие годы по данному направлению училось 3 группы по программам «специалитета», сейчас же там выпускают 1 группу по программе «бакалавр».

Преподаватели замечали, что «бакалавр» — это «специалист» в 4 года и читается та же программа, что ранее специалистам (за исключением пары предметов), а вот почему такое отношение к бакалаврам – никто не знает и не понимает, и что из нас вырастет – тоже непонятно.

Застав оригинальный состав кафедры, состоящий из опытных преподавателей, наша группа получила самые важные базовые знания и, что самое главное – диалоги с этими преподавателями, в том числе неформальные – о жизни и о профессии. Как говорил Ким А.Н. (преподаватель СТОЗ): «Вот спускаешься в метро, думаешь, как бы трубу эту проложить красиво. Спать ложишься, и засыпаешь с этой же мыслью, что можно было лучше сделать». Так же обрывками упоминалось, как работалось раньше в проектных институтах. Из воспоминаний Гусаковского Б.Г (преподаватель водоподготовки): «Вот пришел в проектный институт, пробил табель на проходной, взял свой чемоданчик с инвентарем для работы и пошел за кульман. Табель об отработке пробивать было нельзя, пока не вернешь чемоданчик с инвентарем на место, за этим пристально следила служба безопасности, т.к. институт был важный, специализировался на водоподготовке и водозаборных сооружениях большой производительности».

Первые практики, опыт работы, первый оплаченный труд был получен мной на этой кафедре. И это именно то, что и должно происходить в учебном учреждении – предоставление возможностей для развития студента, если он того пожелает и заслужит, адаптация к профессиональной среде.

В отличие от моих одногруппников из Санкт-Петербурга, мне не повезло, я учился и усердно прокладывал первые шаги в профессии, потому что позади был Архангельск, откуда я приехал для получения высшего образования (по факту мне пришлось брать образование штурмом, т.к. я никогда не выделялся какими-то особыми умственными способностями). Мне нужно было как-то задержаться, чтобы не возвращаться в родной город. И этой мотивации хватило, чтобы из вечного должника и троечника перейти в отличники (благодаря началу профильных инженерных предметов стало гораздо проще учиться и понимать, что от тебя хотят) и даже податься на перевод с коммерческой формы обучения на бюджетную (но ирония судьбы, мест для перевода не оказалось и был отказ мне в этом прошении).

Уже на 3-м курсе у студентов начинают гулять мысли и обсуждения с негативным фоном, для чего они учатся, кем они будут работать и что вообще будет с ними после ВУЗа, т.к. для устройства на работу требуется опыт, которого еще нет. И я тоже думал об этом. Чтобы избежать такой ситуации, приходилось всеми правдами и неправдами ходить по собеседованиям и искать работу уже на последних курсах. Опять же, благодаря преподавателям с кафедры у меня получилось зацепиться за пару рабочих мест, а в последствии диплом вуза сыграл ключевую роль в трудоустройстве. К сожалению, направление, к которому у меня лежала душа – очистка сточных вод/водоподготовка, оказалось недоступным (не считая мелких компаний по поставке оборудования для ИЖС и промпредприятий) и после потерянных на поиск работы 6 месяцев пришлось переключиться на сети (внутренние и наружные).

Спустя много лет я понимаю, что тревожных мыслей у студентов можно было бы избежать, если бы была факультативная программа на кафедре, которая бы включала в себя разбор выпускаемой бумажной продукции (нам платят за разные виды разрабатываемой документации, но в основном это Проектная и Рабочая документации), а так же, как можно определить стоимость этой самой документации на основании СБЦП, к примеру.

Т.е. мы бы получили простое понимание, за что и сколько нам платят. Достаточно иронично выходит, что выпускаемые студенты в ВКР считают стоимость строительства своего объекта и срок его реализации, но не могут посчитать, сколько стоит их раздел в Проектной или Рабочей документации и сколько времени на его реализацию нужно, т.е. адекватная оценка своего труда.

Речной водозабор руслового типа. Типовой проект 901-1-32.83
Речной водозабор руслового типа. Типовой проект 901-1-32.83
Уважаемый читатель, буду очень рад, если вы поставите статье "нравится" и поделитесь в социальных сетях! Подписывайтесь на канал!

Ссылка на первую часть цикла тут, а на вторую тут

Так же вы можете присоединиться к сообществу в телеграмм,где выкладываются интересные материалы: