Найти тему
GolArt

С миру по нитке: Западный Котлин. Форт "Риф". Часть 1

Каждое лето мы выбираемся в Кронштадт. Очень люблю этот город.

Он появился благодаря Петру I: по его указу был возведен первый форт (Кроншлот), который должен был защищать подходы к устью Невы и новой столице империи.

Он расположен на острове Котлин посреди Финского залива и раньше добраться до него было очень проблематично: была только водная переправа. Сейчас остров связан с берегом дамбой, которая тянется с севера на юг поперек залива и защищает Санкт-Петербург от наводнений.

Её очень долго строили, но всё-таки построили.
Фото с просторов интернета
Фото с просторов интернета

Мы всегда приезжаем на остров с южной стороны: нам от дома так удобнее.

Это, кстати, здорово, потому что именно отсюда открывается очень красивый вид на залив и на остров Котлин: дорога здесь спускается с высокого берега и ненадолго открывается панорама залива.

Здесь же, с южной стороны, проходит самый интересный участок дороги: т.к. в южной части залива построен форватер для судов (северная часть очень мелкая), то в одном месте дорога ныряет в туннель.

-2

Вчера мы тоже ездили на остров. Но в этот раз мы решили исследовать западную его часть. Здесь в 2012 году был организован заказник "Западный Котлин".

-3

Здесь же проходит небольшая экотропа с таким же названием. Вот мы и решили там прогуляться.

-4

Сначала я, конечно, порылась в интернете и выяснила, что экотропа совсем коротенькая - 1,5 км. А это значит,что надо бы найти ещё какие-нибудь объекты для исследования. Не лежать же целый день на пляже!

Остров Котлин совсем небольшой: длина острова 11 км, ширина около 2 км. В восточной части (более высокой за счёт подсыпки) расположен Кронштадт. А западная часть более низкая. Она сильно поросла лесом и часто затопляется во время наводнений.

Лес здесь вот такой: больше похож на джунгли )))
Лес здесь вот такой: больше похож на джунгли )))

Благодаря удачному расположению острова, его облюбовали военные: во-первых, тут базируется Балтийский флот.

-6

Во-вторых, на самом острове и на островах вокруг него (часть из них искусственные) было построено много фортов. Часть из них были полностью разрушены, часть находится в заброшенном состоянии, а часть превратилась в музеи.

-7

Вот в такой форт мы и решили отправиться.

На машине можно доехать до большой парковки, которая расположена у форта "Шанц" ("Шанец").

Создан для защиты города от шведов во время Северной войны — в 1706, несколько раз перестроен. Утратил своё боевое значение в 1930 году.

В будний день машин на парковке было не очень много, но мы оставили машину чуть раньше - недалеко у автобусной остановки.

Да, сюда можно добраться на автобусе и Кронштадта, если у вас нет машины.

И правильно сделали, потому что вечером машин стало значительно больше и выехать от остановки было проще.

Форт сильно зарос травой и кое-где кустарником.

-8

По тропинке можно забраться наверх и пройтись немного вдоль бывших орудийных двориков.

-9

Входы и выходы внутрь форта замурованы. Так что внутрь не попасть.

-10

Только в одном месте можно забраться по разрушенной кладке. Но и там далеко не уйдешь.

-11

Так что тут мы произвели только внешний осмотр.

-12

И отправились дальше.

Через большие ворота можно выйти за пределы форта.

Тут таких проходов два: тот, что правее ведёт к другому форту ("Риф").

-13

Тот, что левее - на пляж и экологическую тропу.

-14

Если пройти через первые ворота и сделать круг по этой части острова, то вернуться можно как раз через вторые. Мы так и сделали.

-15

У ворот стоит информационный стенд, благодаря которому можно узнать часы работы музея и стоимость входных билетов.

-16

Сразу за воротами размещена табличка с расписанием бесплатного автобуса-шатла, который подвозит туристов до форта "Риф".

-17

Расстояние между фортами небольшое - 2,5 км, поэтому мы потопали пешком.

Дорожка не сказать, что идеальная, но и не "убитая" - бывшая булыжная мостовая, которая сверху была покрыта асфальтом.

Кстати, дорога эта намного выше окружающей местности - это чтобы её не затапливало когда воды много.
Кое-где брусчатка "повылезала" из-под асфальта.
Кое-где брусчатка "повылезала" из-под асфальта.

Сразу за фортом располагаются три сильно заросших пруда - это бывший ров, который защищал подходы к форту с запада.

-19

А за поворотом начинается экотропа "Западный Котлин". Она имеет практически кольцевой маршрут и идёт перпендикулярно дороге, по которой мы шли.

-20

Поэтому мы решили дойти по ней до северного берега острова (т.е. направо по ходу нашего движения), потом вернуться на дорогу, дойти до форта "Риф" и на обратном пути исследовать оставшуюся часть тропы.

У входа на тропу наш папа успел починить настил: одна доска была вырвана и девушка с коляской, что шла нам навстречу, не смогла пройти. Мы вернули доску на место.

-21

Настил тянется сквозь заросли малины и крапивы.

И одной, и второй здесь очень много )))
-22

И выходит на пляж.

-23

Мы ещё немного прошли вперёд и вернулись обратно.

-24

Настил здесь сильно занесло песком и с коляской идти было сложно.

-25

А пляж тут красивый. И т.к. он недалеко от парковки, то народу здесь было достаточно много. К вечеру людей ещё прибавилось.

-26

Мы вернулись на дорогу и потопали в сторону форта " Риф". Дошли достаточно быстро.

На входе там стоит забор и касса, в которой необходимо приобрести билеты.

Нам, как многодетным, вход бесплатный.
-27

Каждому выдали вот такой браслетик и отпустили на самостоятельную экскурсию.

-28
Вот нашла в интернете схему форта: вход там, где КПП.
-29

Первое, что встречается на пути - это вот такой бетонный ДОТ.

-30

Он стоит прямо на берегу залива.

-31

Дверь открыта - можно попасть внутрь.

-32

А это уже внутри:

-33
Только надо быть аккуратным: там достаточно темно и можно не заметить металлические штыри, которые торчат из стен.
Вот тут эти арматурины хорошо видно
Вот тут эти арматурины хорошо видно

Из бойниц открывается красивый вид на залив.

-35
Знаете, что первым делом сказали мои дети, очутившись там?
- Ой, прям как в школе! 😂
Не потому что школа у нас такая мрачная и ободранная, а потому что у нас пол в коридорах тоже выложен метлахской плиткой!
Сверху на коллаже - пол ДОТа, снизу - наша школьная фотка
Сверху на коллаже - пол ДОТа, снизу - наша школьная фотка
Ни хухры мухры!

От ДОТа мы пошли к форту.

Впереди - башня НП
Впереди - башня НП

Здесь, в зданиях бывших казарм размещается музей.

-38

Вдоль здания стоят макеты автомобилей, которые использовали при съемках военного фильма.

-39

А так же настоящие артефакты: старинные пушки.

-40

И полевая кухня.

-41
Судя по количеству столов, расположенных рядом, в выходные она используется по прямому назначению )))

Экспозиция музея расположена в нескольких зданиях. Сначала нужно зайти в бывшую казарму для нижних чинов.

Перед казармой - небольшая (парадная) лестница. Это мы уже на обратном пути здесь фотографировались.
-42

В музее мы никого не встретили: ни других посетителей, ни смотрителей. Ну, если не считать вот этого товарища )))

-43

Там везде есть указатели "Продолжение осмотра". Мы по ним и ориентировались.

-44

Музей небольшой, но мальчишкам было интересно.

-45

На стенах много подробной информации о самом форте и его вооружении.

-46

Затем, через узкий проход мы очутились за казармой.

-47

Через внутренний двор от казармы для нижних чинов расположена офицерская казарма.

Вид казармы для нижних чинов со стороны внутреннего двора
Вид казармы для нижних чинов со стороны внутреннего двора

В ней размещена выставка, посвященная Кронштадтскому восстанию.

-49

Тут совсем другая атмосфера:

-50

Под ногами лёд, усеянный стреляными гильзами:

-51

А вокруг советские плакаты с яркими лозунгами:

-52

Здесь скорее интересно взрослым, чем детям. Есть о чем подумать:

-53

В конце выставки длинные списки репрессированных участников мятежа:

Увидели знакомую фамилию
Увидели знакомую фамилию

Рядом с этой казармой стоит наибольшая пушка:

-55

А также макет самолёта Як-16, который также принимал участие в съёмках фильма о ВОв.

-56

Рядом - информационный стенд, который рассказывает о железной дороге, которая существовала на острове.

-57
На этой дороге функционировала первая в России береговая железнодорожная батарея.

Рядом - совсем небольшой кусочек восстановленной дороги.

-58

Дальше мы поднялись на батарею и увидели вот такие купола: понятно, что внутри было что-то интересное. Надо было только найти дорогу туда.

-59

И мы её нашли!

-60

Вот эта часть нашей экскурсии нам понравилась больше всего (исключая Захара, который не очень любит темные подземные переходы ☺️).

Но об этом расскажу в следующей статье, а то и так длинно получается.

Продолжение здесь:

______________

А вы были в Кронштадте? А на форте "Риф"?