В начале 1990-х гг. психолог Андерс Эриксон вместе с двумя коллегами провел исследование в Академии музыки в Берлине.
С помощью преподавателей студентов-скрипачей разделили на три группы. В
первую вошли звезды, потенциальные солисты мирового класса. Во
вторую — те, кого оценили как «перспективных». В третью — студенты,
которые в лучшем случае станут учителями музыки в средней школе.
Всем участникам задали всего один вопрос: сколько часов вы практиковались с того момента, когда впервые взяли в руки скрипку, и до сегодняшнего дня?
Почти все участники начали играть примерно в одном возрасте —
лет в пять. В течение первых нескольких лет все упражнялись
приблизительно одинаково — около двух-трех часов в неделю. Но
примерно с восьми лет стали проявляться различия.
Студенты, считавшиеся лучшими в классе, упражнялись больше
всех остальных: к девяти годам - по шесть часов в неделю; к 12 - по восемь
часов; к 14 - по 16, и так до 20 лет, когда они стали заниматься — то есть
целенаправленно и сосредоточенно совершенствовать свое мастерство —
более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших
студентов в общей сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних
студентов количество часов составляло 8000, а будущие учителя музыки
репетировали не более 4000 часов.
После этого Эриксон с коллегами сравнили профессиональных
пианистов и пианистов-любителей. Была выявлена аналогичная
закономерность. У любителей 2000 часов практики. А у профессионалов, которые, напротив, каждый год
увеличивали продолжительность занятий, к 20 годам каждый
имел «в багаже» по 10 000 часов упражнений.
Любопытен тот факт, что Эриксону с коллегами не удалось найти
ни одного человека, который добился бы высокого уровня мастерства,
не прикладывая особых усилий и упражняясь меньше сверстников. Не
были выявлены и те, кто, вкалывая изо всех сил, так и не вырвались
вперед просто потому, что не обладал нужными качествами. Опираясь на
результаты этого исследования, можно было предположить, что людей,
обладающих достаточными способностями, чтобы поступить в лучшее
музыкальное учебное заведение, различало лишь то, насколько упорно
они трудились. И всё. И, кстати сказать, лучшие студенты не просто
работали больше, чем все остальные. Они работали гораздо, гораздо
больше.
Показатель в 10000 часов смог только обойти американский шахматист Бобби Фишер, он достиг мастерства за 9000 часов.
После всего этим феноменом занялся невропатолог Даниель Левитин, который утверждал, что для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом мирового класса, требуется действительно 10 000 часов. Предметом исследований становились композиторы, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается удивительно часто.
Люди, которые достигли совершенства
Всем выше приведённым словам вы можете противопоставить Моцарта, который до 20 лет написал семь концертов для фортепиано с оркестром. Но музыкальный критик Харольд Шонберг утверждал, что Вольфганг Амадей Моцарт "развился поздно", поскольку величайшие свои произведения он создал после 20 лет. Так что, как ни крути, это правило работает.
То же самое и с группой "Битлз", которые выступали по 7 часов каждый день в Гамбурге, Биллом Джойем - "Эдисон Интернета", создатель компьютерного языка Java, который всю свою жизнь проводил в компьютерном классе, изучая программирование, аналогично Биллом Гейтсом, родители которого не понимали, почему его трудно разбудить по утрам, ведь ночь он прибывал в компьютерном клубе.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь и продвигайте знания в массы!