Найти тему

"Дебил" - один из лучших рассказов В.М. Шукшина

Здравствуйте, друзья!

«Дебил» впервые опубликован в журнале «Звезда» в 1971 году. Деревенская проза В.М. Шукшина особенна. В своем неповторимом стиле он рассказывает об интересных персонажах в разных жизненных ситуациях.

В.М,Шукшин (Источник: Яндекс.Картинки)
В.М,Шукшин (Источник: Яндекс.Картинки)

Анатолий Яковлев, герой рассказа, живёт под прозвищем «Дебил». Это прозвище в селе приклеилось к нему от сына, которого так прозвали в школе за неуспеваемость. Анатолию обидно за себя. В один день он решил купить в городе шляпу. Шляпу хотел купить давно, но долго не решался. Решившись, он поехал в город, долго выбирал и, наконец, купил её.

Шляпа придала ему чувство собственного достоинства и мотивировала быть сдержанным и интеллигентным. По приезду домой Анатолий получил от жены насмешки. Она смеялась над его шляпой, говорила, что тот не достоин её носить.

«Вот идиот-то. Она же тебе не идет. Получилось, знаешь, что: на тыкву надели ночной горшок».

«Кто ты такой, что шляпу напялил? — не унималась жена. — Как тебе не стыдно? Тебе, если по-честному-то, не слесарем даже, а навоз вон на поля вывозить, а ты — шляпу. Да ты что?!»

Анатолий, осадив жену, отправился пешком по деревне. Ему хотелось всем продемонстрировать свою шляпу. И тут он заметил школьного учителя литературы, которого недолюбливал и считал, что «с его легкой руки он сделался Дебилом». Между ними завязался диалог.

В.М. Шукшин (Источник: https://www.kino-teatr.ru/blog/1262/30004.jpg)
В.М. Шукшин (Источник: https://www.kino-teatr.ru/blog/1262/30004.jpg)

Для меня это идеальный диалог, жемчужина рассказа. Привожу его полностью.

— Здравствуйте! — сказал учитель. — А я смотрю: тень какая-то странная на воде образовалась… Что такое, думаю? И невдомек мне, что это — шляпа. Славная шляпа! Где купили?

— В городе, — Анатолий и тон этот подхватил — спокойный, подчеркнуто спокойный. Он решил дать почувствовать «ученому», что не боги горшки обжигают, а дед Кузьма. — Нравится?

— Шикарная шляпа!

Анатолий спустился с бережка к коряжке, присел на корточки.

— Клюет?

— Плохо. Сколько же стоит такая шляпа?

— Дорого.

— Мгм. Ну, теперь надо беречь. На ночь надо в газетку заворачивать. В сетку — и на стенку. Иначе поля помнутся, — учитель посмотрел искоса весело — на Анатолия, на шляпу его…

— Спасибо за совет. А зачем же косяк давить? М-м?

— Как это? — не понял учитель.

— Да вот эти вот взгляды… косые — зачем? Смотреть надо прямо открыто, честно. Чего же на людей коситься? Не надо.

-. Да… Тоже спасибо за совет, за науку. Больше не буду. Так… иногда почему-то хочется искоса посмотреть, черт его знает почему.

— Это неуважение.

— Совершенно верно. Невоспитанность! Учишь, учишь эти правила хорошего тона, а все… Спасибо, что замечание сделали. Я ведь тоже — интеллигент первого поколения только. Большое спасибо.

— Правила хорошего тона?

— Да. А что?

— Изучают такие правила?

— Изучают.

— А правила ехидного тона?

— Э-э, тут… это уж природа-матушка сама распоряжается. Только собственная одаренность. Талант, если хотите.

— Клюет!

Учитель дернул удочку… Пусто.

— Мелюзга балуется, — сказал он.

— Мули.

— Что?

— У нас эту мелочь зовут мулишками. Муль — рыбка такая, Ma-аленькая… Считаете, что целесообразней с удочкой сидеть, чем, например, с книжкой?

— Та ну их!.. От них уж голова пухнет. Читаешь, читаешь… Надо иногда и подумать. Тоже не вредно. Правда?

— Это смотря в каком направлении думать. Можно, например, весь день усиленно думать, а оказывается, ты обдумывал, как ловчей магазин подломить. Или, допустим, насолить теще…

Учитель засмеялся.

— Нет, в шляпе такие мысли не придут в голову. Шляпа, знаете, округляет мысли. А мысль про тещу — это все-таки довольно угловатая мысль, с зазубринами.

— Ну, о чем же вы думаете? С удочкой-то?

— Да разное.

— Ну, все же?

— Ну, например, думаю, как… Вам сколько лет? — учитель весело посмотрел на Анатолия. Тот почему-то вспомнил «Дебила».

— Сорок. А что?

— И мне сорок. Вам не хочется скинуть туфли, снять рубашку — и так пройтись по селу? А?

Анатолий стиснул зубы… Помолчал, через силу улыбнулся-.

— Нет, не хочется.

— Значит, я один такой… Серьезно, сижу и думаю: хорошо бы пройтись босиком по селу! — учитель говорил искренне. — Ах, славно бы! А вот не пройдешь… Фигушки!

— Да… — неопределенно протянул Анатолий. Подобрал у ног камешек, хотел бросить в воду, но вспомнил, что учитель удит, покидал камешек на ладони и положил на место. И еще сказал непонятно: — Так-так-так…

— Слушайте, — заговорил учитель горячо и серьезно, — а давайте скинем туфли, рубашки и пройдемся! Какого черта! Вместе. Я один так и не осмелюсь… Будем говорить о чем-нибудь, ни на кого не будем обращать внимания. А вы даже можете в шляпе!

Анатолий, играя скулами, встал.

— Я предлагаю тогда уж и штаны снять. А то — жарко.

— Ну-ну, не поняли вы меня.

— Все понятно, дорогой товарищ, все понятно. Продолжайте думать… в таком же направлении».

После разговора Анатолий пошёл дальше в шляпе, сказав себе «в гробу я вас всех видал. В белых тапочках».

В.М. Шукшин (Источник: Яндекс.Картинки)
В.М. Шукшин (Источник: Яндекс.Картинки)

Рассказ классический для Шукшина. В нём главный герой не такой, как все. И если многих шукшинских героев принято называть «чудиками», то наш Анатолий не такой. Это человек, который противопоставляет себя массе осознанно, после того, как к нему приклеилось обидное прозвище. Масса злая, глупая и невежественная. Живя под таким гнётом, Анатолий решается на поступок, который еще больше противопоставил его большинству. Он устал пытаться соответствовать массе и не собирается больше этого делать. Он перерос её своим поступком. Выделившись, Анатолий перестал бояться быть собой, не таким, как все. Не думаю, что шляпу Анатолий купил из-за желания изменить отношение большинства к себе в лучшую сторону. Мотивов поступка автор не раскрывает, оставляя читателю возможность подумать самому. Анатолию стало безразлично мнение массы о нём, а прогулка по селу в шляпе позволяет всем людям убедиться в этом.

Концентрат глупости в рассказе – жена Анатолия. Она безобразно относится к нему и позволяет себе насмешки в адрес мужа. За что получает иногда в глаз. Концентрат ехидства – учитель литературы. Разговор с ним получился великолепным. И хоть в том разговоре Анатолий "проиграл", но ещё больше утвердился в правильности своего курса. Получается, что все-таки выиграл. Он устал пытаться отбиваться от учителя на его же поле, предпочтя просто закончить общение.

Сам рассказ не о травле, а о том, как человек внутренне меняется. Шляпа – яркое противопоставление себя общей массе в фуражках. Так или иначе, но Анатолий Яковлев выглядит намного выгоднее остальных. Точку в рассказе ставит он сам, одевая шляпу на голову в самом конце.

Рассказ рекомендую не только любителям В.М. Шукшина, но и всем любителям литературы. Стилистически рассказ замечательный. Здесь легко угадать Шукшина, но сам Шукшин, думаю, довел в этом рассказе своё писательское мастерство до пика.

Если Вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждению.