Найти в Дзене
Континент рока

Фильм «Стать Джоном Ленноном»

Фильм «Стать Джоном Ленноном» («Nowhere Boy») Реж. Сэм Тэйлор Вуд, Великобритания/Канада, 2009 Фильм, снятый старой битломанкой, но как, ни странно, не только для битломанов. Зря о старых битломанках говорят как о сухарях, в любви к Леннону они Эйнштейны. Вот взять, к примеру, кинорежиссёра Сэм Тэйлор Вуд. Она, может, и была когда-то чокнутой поклонницей Джона, но петь панегирики в его честь не желает. Хотя именно её любовь к Джону, спроецированная на актёра Аарона Джонсона, сыгравшего его роль, стала основной движущей силой очередного битловского кино-мифа, в котором реальные факты круто замешаны на фантазии его создателей (чего стоит лёгкое наплевательство на хронологию и прочую «незначительную ерунду» — всё-таки мы миф творим или студенческий капустник?!). Но дело своё режиссёрское Сэм Тэйлор туго знает, творит кино мастерски, с выдумкой и огоньком. Показывая Джона с не лучшей, а то и вовсе с отвратительной стороны, она словно решила перещеголять в «объективной» оценке личности Джон
"Парень оттуда, откуда надо"
"Парень оттуда, откуда надо"

Фильм «Стать Джоном Ленноном» («Nowhere Boy») Реж. Сэм Тэйлор Вуд, Великобритания/Канада, 2009

Фильм, снятый старой битломанкой, но как, ни странно, не только для битломанов.

Зря о старых битломанках говорят как о сухарях, в любви к Леннону они Эйнштейны. Вот взять, к примеру, кинорежиссёра Сэм Тэйлор Вуд. Она, может, и была когда-то чокнутой поклонницей Джона, но петь панегирики в его честь не желает. Хотя именно её любовь к Джону, спроецированная на актёра Аарона Джонсона, сыгравшего его роль, стала основной движущей силой очередного битловского кино-мифа, в котором реальные факты круто замешаны на фантазии его создателей (чего стоит лёгкое наплевательство на хронологию и прочую «незначительную ерунду» — всё-таки мы миф творим или студенческий капустник?!). Но дело своё режиссёрское Сэм Тэйлор туго знает, творит кино мастерски, с выдумкой и огоньком. Показывая Джона с не лучшей, а то и вовсе с отвратительной стороны, она словно решила перещеголять в «объективной» оценке личности Джона Леннона фильм «Backbeat», любимый всей прогрессивной битломанской общественностью. А в результате, как ни странно, получился художественный портрет наиболее близкий к оригиналу.

В фильме «Backbeat» (в российском прокате «Пятый в квартете», 1994) Леннон представлен рефлексирующим невропатом без всяких объяснений причин сложностей его характера.

Кадр из фильма "Backbeat"
Кадр из фильма "Backbeat"

Вуд решила расставить точки на «Ё» и, если не объяснить, то хотя бы попытаться разобраться, отчего Джон Леннон стал именно таким — раздираемым противоречиями эгоцентриком, нетерпимым к лицемерию, лжи и прочим человеческим недостаткам и слабостям. Нетерпимым на столько, что готов срывать зло на ближайших друзьях, оставаясь при этом харизматичным лидером и предельно мягким в глубине души лириком.

«Парень из ниоткуда», по сути, вторая серия «Пятого в квартете», которая должна была бы предшествовать первой серии (по нынешней киношной моде, заведённой «Звёздными войнами»). Вуд останавливает мотор в тот самый момент, когда должна начаться история Битлз, величайшей в истории рок-группы. Слово «Битлз», которое уже готово сорваться с кончика языка главного героя в предпоследней сцене, так и не прозвучит в её фильме, чем особо подчёркивается то, что это кино не про Битлз. Это кино про Джона. Про Джона, которого играет слегка напоминающий его восходящая кинозвезда Аарон Джонсон.

Джон Леннон и Аарон Джонсон
Джон Леннон и Аарон Джонсон

Собственно, внешняя схожесть отходит на второй план, поскольку главная идея фильма — раскрыть тайники души Джона Леннона. Джонсон играет не персонаж и даже не характер. Джонсон играет душу Джона. И у него это получается. В какой-то момент перестаёшь обращать внимание на внешние данные актёра и видишь суть юного Леннона, то есть его самого, такого, каким мы помним его по редким фотографиям второй половины 50-х. Волшебная сила искусства!

Джордж Харрисон, Джон Леннон, Пол Маккартни, 1958 год
Джордж Харрисон, Джон Леннон, Пол Маккартни, 1958 год

Впрочем, Вуд направляет на решение поставленной задачи все силы — не только Аарона Джонсона. Актрисы играющие тётю Мими (Кристин Скотт Томас) и мать Джона, Джулию (Энн-Мэри Дафф), увлечённо разыгрывают настоящие шекспировские страсти, чтобы представить зрителю Джона со всех сторон, совершенно не заботясь о мотивации собственных героинь. Хотя, если бы режиссёр полезла ещё и в эти дебри, то фильм назывался бы уже «Стать тётей Мими и Джулией Поуэлл».

Кадр из фильма "Nowhere Boy": Джон с тётей Мими
Кадр из фильма "Nowhere Boy": Джон с тётей Мими

За всей этой круговертью психоанализа главного героя, доходящего до подозрений на Эдипов комплекс, порой трудно отследить приметы времени и Ливерпуля, всякие мелочи, касающиеся Джона и группы Кворимен, столь любезные сердцу всякого битлз-фэна.

Кадр из фильма "Nowhere Boy": Пол, Джон и Джордж
Кадр из фильма "Nowhere Boy": Пол, Джон и Джордж

Но, если постараться, то всё получится. В конце концов, можно сходить на фильм второй раз, чтобы, например, ещё раз оценить и насладиться точностью (или неточностью) воспроизведения выступления группы Кворимен в Вултоне (как они красиво стоят на сцене, эти разгильдяи кворимены!).

Кадр из фильма "Nowhere Boy": группа The Quarry Men
Кадр из фильма "Nowhere Boy": группа The Quarry Men

Или сцену знакомства двух великих сонг-райтеров после этого концерта (в своей абсолютной непохожести на прототип актёр, играющий роль Маккартни, симпатичен до одури). Да и все остальные приятные моменты из до-битловского периода, давно уже ставшие легендарными, благодаря книгам о Битлз, включая фасад дома, по адресу Менлав Авеню, 251, или рисунки 11-летнего Джона, использованные им для оформления альбома «Walls and Bridges» (их знакомые очертания легко разглядеть на стене комнаты Джона). И много чего ещё…

По крайней мере, старая битломнка Сэм Тэйлор Вуд всё сделала с пониманием и борозды уж точно — не испортила.

-8