Содержание и формы боевой учёбы в Вооружённых Силах Российской Федерации постоянно корректируются с учётом опыта, приобретённого в специальной военной операции.
Применение новых средств вооружённой борьбы – беспилотных летательных аппаратов, высокоточных и робототехнических комплексов, средств разведки и целеуказания, радиоэлектронной борьбы и других – изменило характер боевых действий. Этим обусловлено своевременное и фактически постоянное внесение изменений в подготовку личного состава подразделений, а также специалистов, в том числе по новым военно-учётным специальностям.
Боевая подготовка переместилась в основном на уровень «отделение – взвод – рота» и «экипаж – расчёт», а индивидуальная подготовка военнослужащего приобретает комплексный характер. Отдельного внимания заслуживает опыт создания и подготовки штурмовых подразделений. Одним из эффективных способов повышения качества обучения личного состава соединений, принимающих участие в СВО, стало создание добровольческого формирования инструкторов Центра боевой подготовки. Продолжается работа по развитию и совершенствованию учебно-материальной базы. Особое место в подготовке войск (сил) занимают вопросы противодействия БпЛА и FPV-дронам противника.
Специальная военная операция на Украине стала самым крупным и масштабным вооружённым конфликтом из происходивших в мире за последние десятилетия. Как любое противостояние, специальная военная операция потребовала изыскания и проверки разнообразных военных концепций, приёмов и способов ведения вооружённой борьбы. На первый план вышли современные средства вооружённого противостояния, в первую очередь беспилотные летательные аппараты, высокоточные и робототехнические комплексы, средства разведки, целеуказания, РЭБ и так далее.
В связи с использованием БпЛА и автоматических приборов наблюдения и наведения значительно сократилось время на открытие огня артиллерией, применение авиации, высокоточных боеприпасов. Изменился сам характер ведения боевых действий на поле боя, по-другому стали применяться танки, артиллерия, авиация.
Боевые действия ведутся в основном в лесополосах или в населённых пунктах. Активно используется тактика так называемых кочующих орудий – миномётов, гаубиц, систем РСЗО. На первый план вышли штурмовые подразделения. Уроки СВО показывают, что работа в составе малых групп, боевых двоек, троек и пятёрок на современном этапе решает задачи, которые ранее выполнял целый взвод.
Наряду с имеющимся вооружением и военной техникой осуществляется постоянная их модернизация и доработка. Появляются новые образцы вооружения, учитывающие особенности боевых действий на Украине.
Если до СВО БпЛА планировалось использовать в основном по двум направлениям – разведывательные и ударные, то сейчас на них возлагаются новые функции – корректировки огня, контроля поражения целей, охранные, регулирования, курьеров, диверсионные (во всех сферах – на суше, в воздушном пространстве и на море). Актуальным является противодействие БпЛА и FPV-дронам противника.
В связи с вышеизложенным без подготовки, адаптированной к реалиям современного вооружённого конфликта, о качественном изменении боевой выучки войск (сил) не может идти речи. Это предполагает постоянные изменения в подготовке личного состава подразделений, а также специалистов, в том числе по новым военно-учётным специальностям. Научить военнослужащих грамотно воевать – основная задача боевой подготовки.
Эту задачу понимают и решают сегодня на всех уровнях командиры и органы боевой подготовки. Она реализуется по различным направлениям деятельности: разработка программной и методической литературы с учётом опыта СВО для подготовки военнослужащих и подразделений, совершенствование учебно-материальной базы боевой подготовки на полигонах (участках местности), совершенствование подготовки военнослужащих, приёмов и способов их обучения, формирование и привлечение «отряда» инструкторов центрального и окружного подчинения для подготовки войск (сил).
Современные тенденции подготовки войск показывают, что боевая подготовка, повторим, переместилась в основном на уровень «отделение – взвод – рота» и «экипаж – расчёт».
Особое значение имеет индивидуальная подготовка военнослужащего, причём она приобретает комплексный характер, то есть комплекс знаний и умений не только по огневой подготовке, но и по тактической, инженерной подготовке, тактической медицине и специальной подготовке в зависимости от ВУС. Поэтому этап одиночной подготовки повсеместно завершается такой формой обучения, как комплексное тактическое занятие, где военнослужащие осваивают тактику действий в составе новых боевых элементов и малых тактических групп (боевые двойки, тройки, пятёрки).
Отдельного внимания заслуживает опыт создания и подготовки штурмовых подразделений. Штурмовые отряды (группы) успешно преодолевают опорные пункты противника, освобождают населённые пункты, зачищают лесные массивы. С этой целью в группировках войск сформированы штатные штурмовые подразделения, до батальона включительно. Тактика действий штурмовых подразделений принципиально отличается от устоявшейся ранее тактики действий мотострелков в составе штатных подразделений, таких как рота, батальон.
Действия этих подразделений характеризуются прежде всего: ведением непрерывной разведки противника и управлением штурмовыми группами с использованием БпЛА, в том числе для огневого поражения противника, а также штурмовых действий малыми группами (боевые двойки, тройки); широким использованием мобильных и скоростных средств передвижения (мотоциклов, мотобайков); массированным использованием огневых средств групп поддержки, в том числе FPV-дронов и средств РЭБ.
Под руководством Главного управления боевой подготовки разработана и оборудована в группировках войск соответствующая учебно-материальная база для подготовки указанных подразделений на полигонах и участках местности, таких как «Бой в городе», «Бой в населённом пункте», «Бой в траншее», «Захват опорного пункта» и других. При этом подготовка штурмовых групп проводится в форме комплексных занятий, с элементами тактической медицины, связи, массированным применением имитационных средств, инженерных заграждений и БпЛА со стороны подразделений обозначения условного противника.
В современном бою наступающие подразделения Вооружённых Сил Российской Федерации сталкиваются с заблаговременно подготовленными в фортификационном отношении глубокоэшелонированными позициями противника. Их особенность – система взводных опорных пунктов, оборудованных в населённых пунктах, на основных дорогах (трассах), господствующих высотах (возвышенностях) и в лесополосах. В связи с чем для подготовки к наступательным действиям привычные ранее установленные подходы в подготовке оказались неэффективными.
Решением вопроса стал принцип создания «макетов» опорных пунктов на местности и накрытия мишенной обстановки, близкой к предстоящим действиям. Развёртываются соответствующие учебные точки, которые позволяют определить уязвимые места, отработать действия каждого военнослужащего до автоматизма и вопросы взаимодействия, а также огневой поддержки и управления.
Характерной особенностью подготовки и боевой работы штурмовых подразделений является, соответственно, владение и применение военнослужащими различного стрелкового вооружения – автоматов, пулемётов, снайперских винтовок. На определённых этапах подключаются гранатомётчики и сапёры. Подготовка предусматривает занятия как в дневное, так и в ночное время, на которые отводится несколько часов по огневой и тактической подготовке.
Только за зимний период обучения 2024 года в учебных воинских частях подготовлено свыше 43 тысяч младших специалистов по более чем 300 военно-учётным специальностям
Рациональным и эффективным подходом в организации подготовки младших специалистов на сегодняшний день является их обучение в составе штатных экипажей и расчётов. Только за зимний период обучения 2024 года в учебных воинских частях подготовлено свыше 43 тысяч младших специалистов по более чем 300 военно-учётным специальностям.
В целях повышения количества отдельных специалистов и качества их подготовки принято решение, помимо учебной сети, о дополнительном задействовании инфраструктуры предприятий промышленности, на которой готовятся экипажи современных танков Т-90М, боевых машин БМП-3
и БМП-2М с боевым модулем «Бережок», а также расчёты ЗРПК «Панцирь-С» и операторы ПТУР «Конкурс».
Особое внимание уделяется развитию нового направления – подготовке специалистов в использовании БпЛА и ударных дронов («Ланцет», «Элерон», «Зала», в том числе FPV), применение которых уже показало их высокую эффективность на поле боя. В подготовке военнослужащих активно задействуются многочисленные общественные организации. Для выработки единых подходов к организации обучения операторов БпЛА разработаны соответствующие требования и программа их подготовки. За счёт проведённых организационно-штатных мероприятий учебной сети объём подготовки операторов увеличен более чем в три раза. К осени этого года спланировано полностью обеспечить потребность Вооружённых Сил в операторах БпЛА.
Одним из эффективных способов повышения качества обучения личного состава соединений, принимающих участие в специальной военной операции, стало создание добровольческого формирования инструкторов Центра боевой подготовки (ЦБП). Это специалисты по тактической, огневой, инженерной подготовке, применению БпЛА, тактической медицине, подготовке экипажей танков и БМП, связи. На базе ЦБП на сегодняшний день подготовлено более 1500 инструкторов боевой подготовки. Для обобщения опыта подготовки в ходе специальной военной операции, совершенствования эффективности работы инструкторов и выработки новых способов обучения военнослужащих сформирована аналитическая группа добровольческого формирования, деятельность которой позволяет оперативно корректировать методики с учётом изменения характера боевых действий на разных направлениях.
Наряду с подготовкой войск (сил) продолжается работа по развитию и совершенствованию учебно-материальной базы. Сегодня свыше 700 тренажёрных средств обеспечивают подготовку специалистов на современные образцы ВВСТ (Т-90М «Прорыв», БМД-4М,
САУ 2С35 «Коалиция-СВ» и т.д.). Поставлены комплекты командирских ящиков для подготовки офицеров артиллерийских подразделений, развёрнуты комплекты учебно-тренировочных средств «Артерра», а для подготовки штурмовых подразделений – комплекты системы лазерной имитации боя. Для подготовки расчётов управляемых противотанковых комплексов непосредственно в районах расположения подразделений развёрнуты мобильные тренажёры ПТРК «Фагот» и «Метис». В целом на каждом полигоне более 80 процентов новых учебных мест оборудовано с учётом опыта СВО.
Для полноценной подготовки различных подразделений, включая штурмовые группы, в форме комплексных тактических занятий, а также для подготовки расчётов БпЛА разработаны и оборудуются в составе полигонов (участков местности) учебные тактические поля по подготовке к применению беспилотных летательных аппаратов и борьбе с ними. На автодромах дополнительно дооборудованы учебные места, позволяющие проводить подготовку личного состава к применению различных образцов лёгкой техники высокой проходимости (мотоциклы, багги и т.п.).
Особое место в подготовке войск (сил) занимают вопросы противодействия БпЛА и FPV-дронам противника. Как показала практика, одним из эффективных средств борьбы с малоразмерными беспилотниками и дронами стали охотничьи гладкоствольные ружья, то есть обыкновенные одно- и двустволки, которыми вооружаются назначенные военнослужащие на постах воздушного наблюдения и в группах борьбы с БпЛА. Для соответствующей подготовки «стрелков-охотников» в центрах подготовки и на полигонах подготовлены учебные места, оснащённые охотничьими ружьями и портативными метательными машинами для стендовой стрельбы, а также антидроновыми ружьями, разработан Курс обучения военнослужащих стрельбе из гладкоствольного оружия по БпЛА коптерного типа и FPV-дронам.
Опыт специальной военной операции наглядно показывает важность и необходимость качественной подготовки войск и резервов. Сегодня армия и флот постоянно совершенствуются, приобретают качественно новое состояние. Главная задача – настойчиво усваивать науку побеждать – остаётся актуальной и на сегодняшний день.
Генерал-полковник Иван БУВАЛЬЦЕВ, начальник Главного управления боевой подготовки
Вооружённых Сил Российской Федерации.