На днях на сайте Главного управления культурного наследия (ГУКН) Московской области была опубликована Сводка замечаний и предложений к Акту государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ) проекта объединённой зоны охраны усадьбы Суханово и ансамбля монастыря "Екатерининская Пустынь".
Напомним, новый проект зон охраны был разработан, в первую очередь, для того, чтобы разрешить строительство промышленно-складских объектов в зоне регулирования застройки объектов культурного наследия федерального значения. Подробный разбор этого проекта был приведён нами в одной из наших предыдущих статей.
Общий объём направленных в ГУКН в ходе общественных обсуждений замечаний и предложений от жителей Ленинского городского округа Подмосковья и целого ряда общественных организаций составил 2166 страниц.
Однако НИ ОДНО ИЗ ЗАМЕЧАНИЙ так и не было принято органом охраны. В ответ на мотивированные замечания граждан, содержащие ссылки на конкретные нормы права, в недавно опубликованной сводке была напечатана лишь одна сухая фраза: "Замечания и предложения не обоснованы". И это всё?! Почему они не обоснованы? Хотелось бы увидеть хоть какие-то пояснения.
По итогам общественных обсуждений ГУКН приняло решение согласиться с выводами экспертов и направить проект зон охраны на дальнейшее согласование.
Мы предполагаем, что, заранее получив от своего руководства команду согласовать проект индустриального парка, ответственные сотрудники ГУКН даже не удосужились прочитать ни одно из направленных в их адрес замечаний!
Почему мы так считаем? Дело в том, что среди отправленных предложений многие были составлены жителями жилого комплекса "Видный Город" и сводились к их согласию с проектом в связи с тем, что он позволяет строить школу в их микрорайоне. Уж с их-то предложениями сотрудники ГУКН согласиться могли... Могли, если бы прочитали.
Ранее мы уже публиковали свою позицию относительно возможности строительства школы в ЖК "Видный Город".
Безусловно такая возможность в режиме охраны памятника прописана быть должна, но это вовсе не должно являться основанием для согласования строительства индустриального парка в зоне регулирования застройки. К тому же, даже наличие такой возможности не даёт гарантий выделения в обозримом будущем в областном бюджете соответствующих денежных средств.
Против утверждения нового проекта зон охраны и строительства промышленно-складских сооружений на поле, расположенном к западу от Расторгуевского кладбища, выступили жители деревни Петрушино, жители жилого комплекса "Усадьба Суханово", садовое товарищество "Архитектор-Ветеран", общественное движение "Расторгуево-Суханово-Спасское", Московское областное и Ленинское городское отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), "ЛЕНИНСКИЙ СОВЕТ АКТИВИСТОВ" и множество других лиц.
По нашему мнению, вынесенные на общественные обсуждения проект и акт ГИКЭ нарушают сразу несколько положений федерального законодательства, а именно:
- статьи 29 и 34 Федерального закона N 73-ФЗ об объектах культурного наследия;
- пункт 11 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N972;
- пункт 5.6.3.2 ГОСТ Р 59124-2020 "Сохранение объектов культурного наследия".
Впрочем, когда на кону стоят большие деньги, федеральное законодательство для чиновника перестаёт быть весомым аргументом.
Лоббисты проекта индустриального парка пытаются преподнести нам создание своего рода филиала особой экономической зоны "Дубна" в Суханово в качестве стратегического шага по укреплению экономики страны. Однако заключение Счётной палаты Российской Федерации от 2022 года заставляет нас усомниться в этом утверждении.
Так, по мнению аудиторов Счётной палаты, особые экономические зоны из-за отсутствия стратегического планирования и прозрачности принятия решений:
- не оказывают заметного влияния на социально-экономическое развитие как страны в целом, так и тех регионов, в которых они действуют;
- не только не стимулируют развитие новых технологий, но даже, наоборот, ослабляют стимулы к внедрению инноваций.
Отсюда мы можем сделать вывод, что такой инструмент, как особые экономические зоны, используется в России в основном для продвижения интересов приближенных к власти бизнес-структур и искусственного подавления конкуренции. А это значит, что вместо громких слов о технологическом суверенитете страны гораздо уместнее будет говорить об интересах крупного капитала, по сравнению с которыми вопросы охраны национального наследия традиционно уходят на второй план.
Интересно, что, по словам местных жителей, строительные работы на Сухановском поле начались ещё даже до того, как была опубликована вышеуказанная сводка ГУКН. Получается, что проведённые общественные обсуждения проекта были не чем иным, как плохо разыгранным спектаклем.
#ЛГО_культура
#ЛСА
#Подмосковье
#Видное
#Суханово
#градостроительство
#коррупция
#технопарк
#политика
#власть