В своей известной книге "Чистый лист" Стив Пинкер доступным и понятным языком (правда, порой излишне затянуто, но зато и не без юмора) рассказывает по развитие человека, про роль генов и воспитания.
Чистый лист: Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня — бестселлер 2002 года психолога Стивена Пинкера, в котором автор приводит аргументы против модели tabula rasa в социальных науках, утверждая, что поведение человека в значительной степени сформировано эволюционными психологическими адаптациями. Книга была номинирована на премию Авентис 2003 года и стала финалистом Пулитцеровской премии. (Википедия)
Один своевольный нуклеотид в гене FOXP2 вызывает наследственное расстройство речи и языка. <...>
Если вы — обладатель более длинной, чем обычная, версии гена дофаминового рецептора D4DR, вы с большой вероятностью станете любителем острых ощущений — тем, кто прыгает с парашютом, взбирается на заледеневшие водопады и занимается сексом с незнакомцами. Если судьба наградила вас короткой версией участка ДНК, который ингибирует ген транспортера серотонина в 17-й хромосоме, вы, скорее всего, будете невротичным или тревожным — представителем типа личности, который неуютно чувствует себя в обществе, боясь обидеть кого-нибудь или выставить себя на посмешище.
Судя по описанию, у меня явно не длинная версия дофаминового рецептора D4DR, и с 17-хромосомой не сильно повезло - и вот на выходе невротичный и тревожный аутист.
Не обошел автор своим вниманием и тему аутизма. Вот что он пишет про РАС:
Разум, не умеющий распознавать представления и намерения других людей, даже если он и может учиться другими способами, не способен к усвоению культурных навыков. От такого нарушения страдают люди с аутизмом. Они легко усваивают материальные представления — карты и схемы, но не могут ухватить представления психические — они не могут читать в уме другого. И хотя они однозначно имитируют, делают это странным образом. Некоторые склонны к эхолалии — бессмысленному повторению услышанных фраз вместо выделения грамматических паттернов, которые позволили бы им строить собственные высказывания. Аутисты, самостоятельно научившиеся говорить, часто используют местоимение «ты» в качестве своего имени, потому что другие люди обращаются к ним «ты». Им не приходит в голову, что значение этого слова меняется в зависимости от того, кто к кому обращается. Если родитель опрокинет стакан и скажет: «О черт!», аутичный ребенок может решить, что «о черт» обозначает стакан, — опровергая эмпиристскую теорию, что нормальные дети могут учить слова, просто ассоциируя звуки и события, пересекающиеся во времени.
Эти нарушения — не последствия низкого интеллекта. Аутичные дети могут быть компетентны (и даже гениальны) в решении других проблем, а умственно отсталые дети без аутизма не демонстрируют подобных причуд в языке и имитации. Аутизм — это врожденное неврологическое состояние явно генетического происхождения. Подобно роботам и шимпанзе, люди с аутизмом напоминают нам, что освоение культуры возможно только потому, что нейротипичные люди имеют подходящие для этого врожденные механизмы.
А также Пинкер много говорит о нейропластичности и о ее преувеличенной роли в развитии. Как говорится, "выше головы все равно не прыгнешь"
Тот факт, что мозг меняется, когда мы учимся, не стал великим открытием, изменившим представления о роли природы и воспитания или о возможностях человека, как некоторые заявляли.
«Нейропластичность» — просто еще одно название для научения и развития, описываемых на новом уровне анализа.
Впечатление, что человеческий мозг бесконечно пластичен, подкрепляется историями детей, которые порой восстанавливаются после ранних повреждений мозга. Однако существование церебрального паралича (пожизненных трудностей контроля движений и речи, причина которых — врожденные дефекты или ранние повреждения мозга) показывает, что даже пластичность детского мозга имеет жесткие пределы.