Когда родители приходят к мысли, что ребенку пора отправиться в детский сад, перед ними появляется множество вопросов и сомнений. Например, как пройдет процесс адаптации, в каком возрасте лучше начинать посещение ДОУ, как ускорить привыкание к новым условиям и требованиям.
Эти тревоги вполне естественны, ведь детский сад на несколько лет станет значимой частью жизни малыша, почти как второй дом. К тому же успешная адаптация часто определяет психическое и физическое здоровье ребенка.
Поэтому важно заранее подумать о том, как помочь ребенку освоиться в новой среде детского сада, ещё до того, как он впервые перешагнет порог ДОУ.
Что означает адаптация?
В широком смысле адаптация — это процесс приспособления человека к новой среде и условиям. Такие перемены оказывают серьезное влияние на психику любого человека, особенно детей, которым требуется привыкнуть к саду.
Важно понять, что представляет собой адаптация к детскому саду. Прежде всего, она требует значительных энергетических усилий от ребенка, что может привести к перенапряжению организма. Кроме того, необходимо учитывать изменившиеся жизненные условия, такие как:
• Нет рядом родителей и прочих родственников;
• Необходим строгий режим дня;
• Взаимодействие с другими детьми обязательно;
• Времени на каждого ребёнка уделяется меньше (педагог работает сразу с 15-20 малышами);
• Ребёнок вынужден подчиняться правилам других взрослых.
Адаптационный процесс в детском саду — это сложное явление. Поведение ребёнка может кардинально меняться в это время. Однако по мере привыкания проблемы либо исчезают, либо значительно уменьшаются.
Процесс привыкания детей к детскому саду проходит по-разному. Одни дети быстро осваиваются в новой обстановке, а другие создают родителям дополнительные волнения своей реакцией на изменения.
Таким образом, период адаптации малышей в детском саду всегда индивидуален. Что же влияет на его успех? Эксперты выделяют возрастные особенности, общее состояние здоровья, уровень социализации, степень познавательного развития и другие факторы.
Рекомендации для родителей:
· создавать позитивный настрой перед визитами в садик;
· спокойно общаться при расставании, объяснять, что ребёнка ждут игры с другими детишками и мама обязательно вернётся;
· первые дни оставлять ребёнка только на несколько часов, возможно, на прогулку для знакомства с группой;
· соблюдать дома режим дня, как в детском саду;
· постепенно увеличивать время пребывания в саду, не оставлять сразу на весь день;
· посещать детский сад регулярно;
· создать собственные ритуалы прощания и встреч.
Советы от психолога: 6 бесед о детском саде
Рекомендации для родителей по адаптации детей часто включают совет больше беседовать с ребёнком о дошкольном учреждении. Но как это сделать правильно и о чём говорить, чтобы облегчить малышу процесс привыкания?
1. Объясните ребёнку понятными словами, что такое детский сад, почему дети туда ходят и в чём важность его посещения.
Простой пример: «Садик — это большой дом для ребятишек, которые вместе завтракают, играют и гуляют, пока их родители на работе».
2. Представьте детский сад, как своего рода работу для малышей. Объясните, что мама трудится, будь то учитель, врач или менеджер, папа — военный или программист, а ребёнок будет «работать» дошкольником, потому что он уже большой.
3. Проходя мимо детского сада, напоминайте ребёнку, что вскоре он тоже сможет здесь играть с другими детьми. В присутствии ребёнка можно делиться с друзьями, как вы гордитесь своим будущим дошкольником. Годный лайфхак. Всегда ходили мимо садика, куда ходили старшие. и говорили: что Степа тоже скоро дорастет и пойдет туда. Он очень ждал. А теперь также ждет школу!
4. Расскажите о режиме дня в садике, чтобы убрать страхи и неуверенность. Пусть ребёнок не всё запомнит, но он будет знать: после завтрака игры, затем прогулки и короткий сон.
5. Не забудьте упомянуть, к кому ребёнок может обратиться, если захочет пить или в туалет. Добавьте, что не все просьбы могут быть выполнены мгновенно, так как воспитателю нужно следить за всеми детьми.
6. Поделитесь своими детскими воспоминаниями о садике. Покажите старые фотографии утренников, где вы рассказываете стихи, играете с куклами или идёте домой с родителями. Ваши рассказы помогут вашему малышу легче привыкнуть к новому месту.
Не стоит преувеличивать достоинства детского сада, рисуя его в слишком ярких красках: ребёнок может разочароваться, если его ожидания не совпадут с реальностью. В то же время не следует пугать ребёнка садиком или педагогами.
Рекомендации психологов также включают игры и сказки для успешной адаптации в детском саду. Цель таких занятий — в ненавязчивой форме познакомить малыша с режимом и правилами сада.
Используйте в своих играх детские игрушки: куклы, плюшевых медведей. Пусть любимая кукла станет воспитателем, а мишка и робот — детсадовцами, которые ходят в детский сад.
Занятия должны имитировать весь день дошкольника: мишка приходит в садик, здоровается с воспитательницей, прощается с мамой и начинает играть с друзьями. Затем происходит завтрак и занятия.
Если ребёнок тяжело переживает расставание с мамой, концентрируйтесь на этом моменте. Используйте специальные сказки, где, например, котёнок перестаёт плакать после ухода мамы и начинает веселиться с друзьями.
Ещё один способ облегчить адаптацию к детскому саду — использование презентаций, мультфильмов и сборников стихотворений о садике. Эти инновационные материалы помогут адаптировать малыша не хуже, а иногда и лучше привычных разговоров.
Ошибки.
Никто не застрахован от неверных поступков, но всё-таки стоит избегать некоторых распространённых ошибок. Ошибки родителей могут включать:
· оставление ребёнка на полный день в детском саду с самого начала;
· игнорирование страхов и эмоций ребёнка;
· ругательство за плач;
· выражение раздражения или гнева, если малыш медленно собирается в садик или не хочет там оставаться;
· обман – если пообещали забрать до «тихого часа», обязательно выполните это обещание;
· использование садика в качестве наказания, например, угроза, что ребёнок пойдет в сад, если будет плохо себя вести;
· покупка сладостей и игрушек в качестве способа уговорить ребёнка;
· отправка в сад больного ребёнка.
Рекомендации для родителей, как облегчить расставание с ребёнком.
В идеале, приучение малыша к отсутствию родителей должно быть постепенным и заранее подготовленным. Однако, даже в сжатые сроки можно снизить психоэмоциональную привязанность детей к матери. Привлекайте к уходу за ребёнком отца и других близких. Чем больше ребёнок взаимодействует с другими взрослыми, тем легче ему будет адаптироваться.
Обычно ребёнок привыкает к детскому саду за несколько месяцев. Но если со временем его состояние не улучшается и появляются новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность), стоит проконсультироваться с психологом по поводу дезадаптации.
Если же проблема остаётся нерешённой, возможно, стоит рассмотреть возможность начала посещения детского сада в более поздний срок.
Как понять, что ребенок не адаптировался в детском саду?
К признакам плохой адаптации можно отнести:
· Замкнутость, ребенок не нашел друзей даже спустя время.
· Плаксивость, капризность без видимых причин, также и по возвращению домой.
· Негативное отношение к детскому саду, жалобы.
· Ребенок плохо кушает.
· Нарушается сон.
· Ребенок проявляет агрессию в сторону сверстников.
· Малыш перестает интересоваться игрушками или интерес значительно снижен.
· Частые простудные заболевания
· Ребенку сложно вставать по утрам, нет желания идти в детский сад
· Усталость, вялость.
Если вы замечаете подобные признаки на протяжении долгого времени, при необходимости поговорите об этом с воспитателем или детским психологом.
Почему дети часто болеют, когда начинают ходить в сад?
Дети чаще болеют, так как у них меньше психологических ресурсов справляться со стрессами. Они тяжелее переживают разлуку с мамой и происшествия в саду. Болезни, которые неизбежны в саду на начальном этапе, проходят тяжелее (ребенка труднее уговорить на лекарства, осмотры, поскольку он не говорит и не может часто рассказать, что именно он чувствует, больше опасностей от интоксикации и температуры, так как он младше). Они оказываются в новом месте, с новыми людьми, это для них стрессовая ситуация. Им трудно адаптироваться. Малыши переживают по поводу того, что мама их не заберет. Ребенок не может получить то, что хочет (игрушку, маму, любовь, внимание). Не хочу с кем-то контактировать, есть, спать.
Здесь добавляются еще и мамины негативные эмоции, тревожные ожидания, страх: не поест или не то съест, обидит воспитатель или дети. Не справится без меня. А у детей с мамой есть сонастройка, благодаря которой ребенок отлично считывает мамино настроение.
Дети, которые не болеют, получили от родителей другую стратегию поведения, получать то, что ему нужно в других условиях. Научился доверию и контактности.
Не переживайте, доверяйте своим детям, со временем у них сформируется иммунная система и эмоциональный интеллект.