Найти тему
Сергей Петров

Раввинистическая магия: Колдовство в Талмуде 2

Изображения демонов на иудейских заклинательных чашах, V-VII вв. н.э.
Изображения демонов на иудейских заклинательных чашах, V-VII вв. н.э.

О распространённости колдовства в эпоху Второго храма свидетельствует мнение о том, что его жрецы убивали друг друга при помощи магии: «В первом храме служили восемнадцать первосвященников, а во втором, где они покупали [должность] или, как говорят другие, убивали друг друга колдовством (hwrgyn zh ’t zh bkšpym), служили 80 первосвященников, а некоторые говорят – 81, а некоторые – 82, а некоторые – 83, а некоторые – 84, а некоторые – 85» (ИТ Йома, 1.1.19).

В некоторых случаях Талмуд стремится оправдать раввинов, занимающихся колдовством, утверждая, что их действия на самом деле колдовством не являются. Одна из самых примечательных таких попыток связана с рассказом о том, как палестинские раввины приходят проведать отлучённого рабби Элиэзера бен Гиркануса (кон. I – нач. II в. н.э.) накануне его смерти. Рабби Элиэзер печален оттого, что уносит с собой в могилу свою мудрость, в т.ч. магический способ выращивания огурцов: «Я знаю триста правил, а некоторые говорят, что три тысячи правил, в отношении посадки огурцов, но никто никогда не спрашивал меня об этом кроме рабби Акивы бен Йосефа. Однажды мы шли с ним по дороге, и он сказал мне: Учитель, научи меня посадке огурцов. Я сказал одно слово (dbr), и всё поле наполнилось огурцами. Он сказал: Учитель, ты научил меня, как их сажать, теперь научи меня, как их собирать. Я сказал одно слово (dbr), и они все собрались в одно место» (ВТ Санхедрин, 68a.7-8).

Следующая за этим гемара пытается объяснить этот очевидный случай колдовства, совершаемого раввином: «Как он мог это сделать, если [в Мишне] сказано: Делающий [колдовство] подлежит [побиванию камнями]? Учиться – это другое (lhtlmd š’ny). Ибо Учитель (mr, т.е. Моисей) говорит: “Не научись делать (l’ tlmd l‘śwt) [мерзости, какие делали народы сии]” (Втор. 18, 9). Ты не можешь учиться, чтобы делать (l‘śwt ’y ’th lmd), но ты можешь учиться, чтобы понимать и учить (’bl ’th lmd lhbyn wlhwrwt)» (ВТ Санхедрин, 68a.13). Отметим, что такое же толкование требования Втор. 18, 9 содержится в Сифре, Втор. 170 и Мидраше Таннаим на Втор. 18, 9.

Итак, в процитированном месте трактата «Санхедрин» утверждается, что заниматься колдовством нельзя, а учиться ему можно и нужно. Палестинский раввин Йоханан (сер. III в.) считал, что нужно знать колдовство, чтобы заседать в Синедрионе: «В Синедрионе могут заседать только люди высокого роста, мудрые, красивой наружности, должного возраста и владеющие колдовством (b‘ly kšpym)» (ВТ Санхедрин, 17a.21; то же в ВТ Менахот, 65а.2). Рабби Йехошуа на этом основании утверждал, что нужно изучать колдовство, чтобы быть судьёй (Мидраш Таннаим на Втор. 18, 9).

Ученик рабби Йоханана рабби Амми заявлял, что тайны Торы (stry twrh) могут передаваться только тому, кто объединяет в себе пять характеристик: «пятидесятника, и вельможи, и советника, и мудрого чародея (ḥaḵam ḥarašim, синод.: мудрого художника), и искусного гадателя (nəḇon laḥaš, синод.: искусного в слове)» (Ис. 3, 1-3) (ВТ Хагига, 13а.6).

В некоторых случаях Талмуд оправдывает иудейских мудрецов, когда речь идёт о занятии колдовством не с целью изучения. Колдовское искусство раввинов включало способность создания живых существ. Так, рабби Йехошуа бен Ханания хвастался: «Я могу взять тыквы и дыни и превратить их в баранов и оленей, которые будут рожать баранов и оленей» (ИТ Санхедрин, 7.13.5).

К этой категории относится история о создании искусственного человека, положившая начало мифу о Големе: «Рава говорил: Если бы праведники хотели, они могли бы сотворить мир… Рава сотворил человека (br’ gbr’) и послал его к рабби Зере. [Рабби Зера] говорил с ним, но он не отвечал. [Рабби Зера] сказал ему: Ты – от магов (ḥbry’), возвращайся в свой прах! Рав Ханина и рав Ошая сидели каждый канун субботы и изучали Книгу творения (spr yṣyrh). Они создавали для себя (mybrw lhw) трёхлетнего телёнка и съедали его» (ВТ Санхедрин, 65b.16-18).

В комментарии на эту историю рабби Аббайе, современник и близкий друг Равы, делит правила колдовства (hlkwt kšpym) на три категории: 1. которые наказываются побиванием камнями, 2. которые не наказываются побиванием камнями, но запрещены, 3. которые полностью разрешены. «Совершающий деяние (h‘wśh m‘śh) [колдовства] подлежит побиванию камнями (bsqylh). Обманывающий глаза не подлежит побиванию камнями, но его деяние запретно. Полностью разрешены [такие деяния, как деяние] рава Ханины и рава Ошаи: Каждый канун субботы они изучали правила творения, создавали для себя трёхлетнего телёнка и съедали его» (ВТ Санхедрин, 67b.13).

В данном случае просто говорится без дальнейших пояснений, что колдовство рава Ханины и рава Ошаи законно и не подлежит наказанию. В большинстве же рассказов Талмуда о колдовских подвигах раввинов они представляются как нечто само собой разумеющееся и не требующее пояснений или оправданий.

См. подробнее:

https://ridero.ru/books/i_on_sotvoril_dukhov_sveta_i_tmy/

https://www.amazon.com/dp/B0CVZR2QM8

https://www.wildberries.ru/catalog/211986341/detail.aspx

https://digital.wildberries.ru/offer/186202