Селлеру на маркетплейсах приходится выполнять множество монотонных задач, которые забирают все силы и время. В итоге, рутина затягивает, и ежедневно откладываются «на потом» задачи по расширению ассортимента товаров, поиску новых путей развития. Продавец понимает, что стоит на месте и не может увеличить уровень дохода.
Решить проблему можно, если выйти из операционного управления и научиться делегировать, но часто мешают сомнения и страхи. Как это повлияет на бизнес? А если выручка резко снизится? Вдруг сотрудники не справятся?
В статье разбираемся, что должен и не должен делать владелец, и даем пошаговый план, как выйти из операционки и какие функции можно делегировать, а что необходимо делать самому.
Что такое операционка на маркетплейсах и зачем из нее выходить?
Операционка на маркетплейсах — это действия по управлению магазином, которые селлер выполняет регулярно. Простыми словами — это решение текущих ежедневных задач от «закупить товар» до «оплатить счет за интернет».
Бизнес на маркетплейсах на 90% состоит из монотонных и рутинных процессов, но если делать все самостоятельно, то уже через год можно разочароваться в электронной торговле, а потом закрыть магазин.
Проведите анализ своей деятельности и задайте себе вопрос: сколько часов в день, неделю, месяц я трачу на одинаковые действия? Если вы до сих пор обрабатываете заказы, общаетесь с поставщиками, упаковываете товар, отправляете его на склады, заполняете карточки, настраиваете рекламу, а еще заказываете картридж для принтера, то пора выходить из операционки.
Займитесь теми вопросами, которые должен решать собственник и переложить нельзя. Планируйте, куда двигаться дальше, какая цель и как ее достигнуть, как расширить ассортимент и какой новый продукт предложить покупателям на маркетплейсах, как привлечь инвестиции. Владельцу бизнеса необходимо разрабатывать стратегии по развитию, увеличению выручки и масштабированию. А рутинные действия тормозят этот процесс.
Топовые селлеры отмечают, что когда удалось делегировать задачи и переключиться на другие дела, их прибыль выросла в разы. Операционка — это препятствие для оптимизации и роста вашего бизнеса.
Пошаговый план, как выйти из операционки
Чтобы без потерь выйти из операционного управления и заняться развитием своего магазина, действуйте по шагам:
Шаг 1. Наймите сотрудников
Если вы недавно стартовали и чистая прибыль не позволяет набрать команду, начните с менеджера. Можно взять ассистента, который будет совмещать обязанности по ведению магазина на маркетплейсе.
Необязательно нанимать сотрудников в штат, воспользуйтесь услугами аутсорсинговых компаний, которые предоставят работников, или заключите договор с фрилансерами. Это дешевле, так как не придется оплачивать больничные, отпускные.
Перед тем, как начать поиск, продумайте систему отбора кандидатов. Составьте тестовое задание, чтобы оценить их знания и опыт. Можно нанять сотрудника с маленьким опытом на меньшую зарплату, но тогда придется предварительно его обучить. Подумайте, готовы ли вы потратить на это время или выгоднее сразу взять человека с опытом работы на маркетплейсах.
Шаг 2. Опишите обязанности, задачи и бизнес-процессы
Понятно и детально зафиксируйте регламент всех процессов, обязанности, которые должны выполнять сотрудники, составьте письменные инструкции. Можно сделать это в любой текстовой программе, например в Microsoft Word. Так вы страхуете себя, если сотрудник заболеет, уйдет в отпуск или уволится. Новый работник легче и быстрее поймет, что и как делать, а вы не будете переживать.
Чтобы не было суеты и хаоса, сразу определите, кто чем занимается и какие функции вы оставляете за собой. Каждый должен понимать, где его зона ответственности, что ему необходимо сделать сегодня утром, а что вечером. Проследите, чтобы не было наложений функций и не произошло ситуации, когда один сотрудник скажет: «А я думал, что этим должен заниматься Саша».
Шаг 3. Автоматизируйте процессы, которые возможно
Используйте по максимуму программы, приложения и прочие инструменты, которые позволяют экономить время и получать результаты в 2-3 раза быстрее. Оформите подписку на сервис аналитики, с помощью которого сотруднику будет проще вести ваш магазин на маркетплейсах, следить за конкурентами и увеличивать выручку.
Внедряйте нейросети в рабочие процессы. Они могут быстро составить описание к карточкам, ответы на отзывы и вопросы покупателей, отредактировать фон на фото и полностью сгенерировать изображение. Если у вас сотни товаров, то даже при наличии двух менеджеров уйдет несколько дней, чтобы заполнить все карточки, в то время, как существуют и другие задачи. А ИИ сформируют текст для описания, поста, рекламного объявления за пару минут.
Шаг 4. Выстройте систему мотивации для персонала
Подумайте, что, кроме зарплаты, готовы предложить сотрудникам, чтобы стимулировать их. Это может быть оплата курсов по повышению квалификации или компенсации расходов на мобильную связь, скидки на продукцию, которую вы реализуете. Можно также разделить оплату на фиксированную часть и бонусную, с помощью которой будете поощрять персонал за высокие результаты в работе.
Шаг 5. Доверяйте, но контролируйте сотрудников
Ставьте задачи и следите за выполнением в планировщике или CRM-системе, например Bitrix24, Мегаплан, ПланФикс, AmoCRM и других. Протестируйте несколько вариантов и выберите, тот, который устроит.
Создайте чат в Telegram или другом мессенджере, где работники будут писать утром, какие задачи стоят по плану сегодня, а вечером — фактический результат: что было выполнено, а что нет и по каким причинам. В конце месяца просите их подготовить отчеты.
Ваша цель как руководителя — контролировать и при этом тратить на это меньше времени. Основная задача владельца бизнеса — составлять стратегии, выбирать новый товар и определять направление будущего развития. Другими словами, цель, как к ней идти и масштабироваться, определяете вы.
Вывод
Будьте готовы, что не сразу сможете легко отпустить рутину и делегировать задачи сотрудникам. Для начала придется подготовить инструкции, обучить персонал и самому освоить процесс управления командой.
Если вы сомневаетесь и не готовы нанимать сотрудников, то «Маяк» предлагает другой надежный способ выйти из операционки. Для селлеров у нас доступна услуга «Управление магазином на WB и OZON».
Специалисты «Маяка» проведут оценку вашего бизнеса и будут выполнять задачи, которые отнимают много времени. Они знают, как выстроить правильную логистику, настроить рекламу и не потратить лишние деньги, оформить карточки, что делать, чтобы магазин работал стабильно, а выручка росла. Специалисты будут отвечать не только за рутинные процессы, но и составят план развития магазина, вывода в топ и возьмут на себя его реализацию.