После недолгих переговоров с претенденткой на должность прислуги, мать семейства Катрин нанимает Софи, девушку молчаливую, спокойную и исполнительную. Ею тут же становятся довольны все члены семейства. Она отлично готовит, у неё всякая работа спорится и от неё нет никаких хлопот и шума. Постепенно, как часто бывает, Софи начинает проявлять иную сторону характера, не ту, к которой привыкли Лельевры. Заводит дружбу с, ненавистной для семьи, кассиршей на почте Жанной. Более того, приглашает её в гости и начинает понемногу отступать от оговоренных первоначально правил. Исполнительная Софи отказывается подчиниться главе Лельевров прекратить дружбу с Жанной, что влечёт за собой ряд непредсказуемых событий.
Клод Шаброль, к 1995 году классик французского триллера, взял за основу роман британской писательницы Рут Ренделл и переварил его на сою манеру. Сделал тонко и немного анахронично. Но это на первый взгляд. Фильм и сейчас выглядит актуальным манифестом против классового неравенства. Как полагается грубым и примитивным, самое главное – доходчивым посылом всем слоям: и люмпенам, и верхушке. Это изысканный пересказ марксистской теории, который утрированно изображает каждую сторону, можно назвать «последний в своём роде», все последующие можно считать либо фантастикой, либо беззубой компиляцией таких идей.
Пуская в дом замкнутого в себе человека, без должной проверки, тем более, если ты зажиточный буржуа, грозит обернуться трагедией, особенно во Франции, где низы часто чикали головы знати. Поэтому в Церемонии проглядывается существенный изъян, а именно как могла дислексик Софи найти работу не умея читать и звонить, не примелькавшись окружающим. Даже если учесть факт написания романа в 1977 году, такое видится невозможным. Надо попросить прочитать объявления в газете, затем убедить позвонить по нему, у каждого прохожего спрашивать платформу следования поезда и так далее. Даже максимальная лояльность к кинематографическим допущениям не поможет пропустить мимо внимания такой не пустяковый пробел в сценарии.
Но, если всё-таки отбросить не надуманную придирку, и разобраться в существе картины, очевидными становятся её достоинства. Игра парочки актрис, Боннер и Юппер, которые как ясны соколихи, мгновенно подружились, более потому, что не нужно долго изъясняться с родственной душой и держать в секрете то, чем окружающих можно шокировать. Они чертовки, их поведение сразу было подозрительно, просчитать чем все закончится не составляло труда. Но как принято в кругах капиталистов Европы, в том числе и России, на многое закрывают глаза в силу собственной испорченности и надменности. Мол, у самих рыло в пуху, так зачем же ещё прислугу тюкать по всякому поводу, да и чернь всё это. Такая недальновидность приводила к большим революциям и маленьким семейным трагедиям.
Шаброль мастерски ведёт нас по незамысловатой канве, подставляя руку тем, кто споткнётся на возмущение о «как незаметно дислексик мог найти работу?!». Он как всегда не многоперсонажен, действующих лиц тут ограниченное количество. И это правильно, нам бы с простейшим, на первый взгляд, конфликтом разобраться. Не заполняет ленту увесистыми смыслами, а в своём стиле, без нравоучений и выводов рассказывает историю естественного существования двух полярных классов, их столкновение и его результат, который, в конечном итоге, всегда выглядит одинаково.
Церемония классический триллер о борьбе общественных институтов, устоев и традиций. Этот сюжет вечен, не смотря на его бесконечное дежавю, он и в будущем будет повторяться раз от раза. Надо ли в таком случае снимать об этом? Надо, так же как о любви, смерти, предательстве, ибо даже если один единственный сможет внять и применить авторское высказывание в жизни, то оно, произведение, было создано не напрасно и одним достойным поступком в мире станет больше.
P. S.: Мать, дающая прикурить четырнадцатилетнему сыну, теперь сожгли бы на костре.