Выставка в ГМИИ им. Пушкина к 130-летию Варвары Степановой рассказывает о дамской конструктивистской революции
«Подруги» — выставка о циркуляции идей, которые существовали в женском сообществе. Часто женщины проявляли себя в тех областях, которые художники-мужчины считали маргинальными и даже второстепенными», — так говорят о новой экспозиции в ГМИИ им. Пушкина ее кураторы. Экстравагантная выставка посвящена круглой дате российской и советской авангардистки Варвары Степановой, экс-ученице Казанской художественной школы, и раскрывает женский вклад в отечественное экспериментальное искусство 1910–1930-х. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«Способ мысли, а не набор стилистических приемов»
К 130-летию экс-ученицы Казанской художественной школы Варвары Степановой посвящена новая выставка в ГМИИ им. Пушкина, открывшаяся на этой неделе. Напомним, что именно в нынешней столице Татарстана случилась судьбоносная встреча будущей «амазонки русского авангарда» — художницы, графика, сценографа, дизайнера и модельера — с мужем Александром Родченко, одним из глашатаев конструктивизма.
Однако на текущей выставке Степанова выходит из тени знаменитого супруга и предстает лидером женской конструктивистской революции в искусстве. Очевидно, поэтому экспозиция базируется не в ампирном здании Пушкинского музея, а по соседству — в передовой Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Там художница и ее искусство расцветают в окружении «подруг».
«Работы Степановой мы демонстрируем в контексте творчества других художниц, — рассказала «БИЗНЕС Online»» Александра Данилова, заместитель заведующего галереи и один из кураторов выставки. — Нам было важно показать художественное взаимодействие, атмосферу, в которой рождалось новое искусство. «Подруги» — выставка о циркуляции идей, которые существовали в женском сообществе. Часто женщины проявляли себя в тех областях, которые художники-мужчины считали маргинальными и даже второстепенными. Речь, прежде всего, о прикладном искусстве, где дамы совершили настоящий переворот. Конструктивизм для них — определенный способ мысли, а не набор стилистических приемов».
В роли главных подруг выступают единомышленницы Степановой — Ольга Розанова, Любовь Попова и Александра Экстер. Но, чтобы полнее представить панораму женской революции в искусстве первой трети XX века, экспозицию дополняют прикладные работы Надежды Ламановой, Эсфири Шуб и их младших современниц — Анастасии Ахтырко, Елизаветы Игнатович, Ольги и Галины Чичаговых, Людмилы Саниной. Пространство населяют более 150 авангардных изображений и книг из Пушкинского музея, Третьяковской галереи, Театрального музея им. Бахрушина, Ленинской библиотеки, Ульяновского, Ивановского музеев и других учреждений, а также частных собраний. Однако культовых полотен зритель не увидит: выставка экспонирует смелые авторские идеи в их непосредственном развитии.
«Наша выставка не о шедеврах, а о художественном процессе, поэтому мы сознательно отказываемся от живописных полотен и делаем ставку на графику, — подчеркивает Данилова. — Удивительно, когда, например, в текстильных работах Розановой видишь пометки о том, как правильно кроить костюм или какого цвета должна быть такая-то деталь. Мы выставляем, в том числе, и рабочие эскизы, показывая, как рождается и трансформируется авторская идея».
«За что заплатила 400 рублей?»
Такой открытый подход, безусловно, привлекает: уютные зальчики похожи на творческую лабораторию, где воскресают эксперименты в разных жанрах прикладного искусства. В каждой комнате он свой, поэтому зритель не успевает соскучиться. Здесь и театральная сценография, и новая верстка, и книжная графика, и эскизы одежды, и киномонтаж, которому созвучен облик выставки. Пестрые изображения сменяют друг друга как кадры кинофильма, складываясь в динамичное целое.
Однако задумку кураторов посетители галереи оценили по-разному. «Я в восторге, — признался нашему корреспонденту гость, представившийся Виктором. — Желание этих художниц изменить восприятие зрителя просто поражает. Они пишут то, что до них никто не писал, это восхитительно!»
«А я ожидала большего, — посетовала зрительница Людмила Александровна. — Мне нравится живопись, а здесь ее мало, зато столько плакатов… Я надеялась увидеть больше работ Ламановой, найти портрет или автопортрет. А это плакатное искусство мне совсем не нравится — за что я заплатила 400 рублей?»
Цвет в геометричной оправе
Один автопортрет в пространстве все же есть: На нем — сама Варвара Степанова, встречающая гостей у входа на выставку. Свой нежный лик она запечатлела в грубых, угловатых линиях, предпочтя естественной округлости заостренный узор. Желающие оценить сходство могут взглянуть на фотографию художницы, разместившуюся неподалеку. Да и в целом «Подруги» знакомят публику не только со своим творчеством, но и с собой. В нулевом зале располагаются фото Степановой, Розановой, Поповой и Экстер и основные этапы их жизни. В основных залах есть концептуальные подсказки в виде настенных эпиграфов, поэтому экспозицию легко смотреть без аудиогида.
Гостей дамы берут «в оборот» уже на старте выставки. Женскую конструктивистскую революцию начинает абстрактная цветопись Розановой, где объемные цветовые контрасты сопряжены со строгой геометрией форм. В «Беспредметной композиции» они существуют автономно, в «Аэропланах над городом» — накладываются друг на друга, рождая причудливый парад лайнеров.
Тема неба волнует и Попову. В цикле «Пространственно-силовых построений» она изучает пространство, свободное от земного тяготения. Те же конструктивистские росчерки здесь тонкие и хрупкие, приглушенные образы словно парят в невесомости. В центре авангардных экспериментов — серия Степановой «Фигуры», где разноплановые личности складываются из пестрых точек, линий, кругов и прямоугольников. С ними соседствуют еще более условные фигуры Ахтырко, лишенные лиц и стройных пропорций.
От театра к моде
Поклонников театра заинтересуют инновации подруг в области театральной сценографии. Экстер в «Театральных декорациях» наполняет конструктивистские макеты цветовыми пятнами и графичными силуэтами танцовщиц. Степанова создает к спектаклю Всеволода Мейерхольда «Смерть Тарелкина» костюмы, имитирующие геометрические фигуры. Свободные рубахи и платья при каждом движении артиста рождали новый графический рисунок действия, а их реконструкцию в натуральную величину можно увидеть в центре зала.
Дальше других в театральных экспериментах пошла Попова. Ее полифигурная конструкция к спектаклю Мейерхольда «Великодушный рогоносец» породила тренд на условную сценографию в драматическом театре, а «униформа для актеров» — на практичные, удобные костюмы, приближенные к повседневным.
Любительницы моды оценят смелые эскизы одежды и аксессуаров от «подруг». Работая в текстильной промышленности, они контролировали весь процесс производства, сберегая художественный замысел. Именно поэтому яркие платки и экстравагантные сумочки на эскизах Розановой не уступают образцам европейских домов мод, а витиеватые узоры на тканях от Степановой и Поповой выглядят как отдельное произведение искусства.
От книги к кинематографу
Приверженцы хорошей литературы присмотрятся к книжной графике художниц. В частности, на выставке впервые представлена разброшюрованная книга поэта-футуриста Алексея Крученых «Утином гнездышке дурных слов», для которой Розанова сделала общий макет, символистские иллюстрации и шрифты. Исторический экземпляр, по словам кураторов, принадлежал Степановой. Сама юбилярша же параллельно успешно создавала обложки для журналов и работала в жанре плаката. Причудливая геометрия форм, яркие цвета, нетривиальный шрифт уводят полиграфию супруги Родченко от прикладного жанра и возводят в ранг экспериментального творчества.
В финале выставки демонстрируются достижения единомышленниц в области фото и-киномонтажа. На черно-белых снимках Игнатович оживают девушка-матрос, красноармеец, участник Всесоюзного слета авиамоделистов, домна в Краматорске. Степанова монтирует «Огуречную королеву» и кадры для журнала «Советский экран». Шуб в фильме «Сегодня» фактически создает профессию режиссера монтажа — пятиминутный фрагмент ленты венчает экспозицию.