Найдутся ли могилы Берке и Узбек-хана в астраханском Лапасе и кого китайцы называли «черными» и «белыми» татарами
«Мы очень уважаем этого человека, который организовал степные народы. Раньше северная и южная части Китая были неодинаковыми. Северные части были больше кочевниками, южные части не знали северные народы и поэтому называли их северными варварами. Сейчас другое… Монгольский век занимал очень важную часть китайской истории», — охарактеризовал отношение Поднебесной к Чингисхану китайский профессор Цзянь Вэй. Он приехал в Казань укреплять сотрудничество с татарстанскими учеными для изучения народов Степной Евразии. В Академии наук РТ уверены, что история Евразии — это есть история РФ и КНР. О том, какие тайны могут скрывать мавзолеи в Астраханской области и кто в мире отстаивает традиционные ценности, — в материале «БИЗНЕС Online».
Зачем России и Китаю нужно изучать народы Степной Евразии?
Трудности перевода, которые не давали досконально понять ответы иностранных гостей, несколько подпортили впечатление от вчерашней пресс-конференции с участием историков и археологов из Татарстана и Китая. Тем не менее на встрече с журналистами прозвучал ряд любопытных мыслей.
«Духовное и материальное наследие народов Степной Евразии — своего рода маяк в современном мире», — заявил директор института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ Радик Салихов в ходе пресс-конференция, тема которой была посвящена междисциплинарным исследованиям по изучению Степной Евразии. С его слов, цивилизационный вклад народов этой территории нуждается не только в современной оценке, но и популяризации, поскольку именно их наследники отстаивают в мире традиционные духовно-нравственные ценности, традиционные религии, сохраняют единство общества. Это та цивилизационная основа, которая с древнейших времен дошла до сегодняшнего дня в неизменном духовном виде, отметил директор института им. Марджани.
Татарстан и Китай продолжают идти на встречу друг другу, расширяя сотрудничество не только по деловым и туристическим программам, что выражается в запуске прямого авиасообщение между Казанью и Шанхаем, но совместными усилиями решили изучать Евразийскую степь как общее золотоордынское наследие. На прошлой неделе Академия наук РТ подписала соглашение с институтом археологии пограничных территорий Китая Китайского университета Минзу и институтом истории и туристической культуры университета Внутренней Монголии по реализации совместного проекта по изучению древнего Болгара и памятников уйгурского периода.
Также китайские специалисты уже участвуют в археологических раскопках Болгара, но это лишь начало работ в рамках деятельности международного центра по изучению истории и культуры Степной Евразии АН РТ, который заработал несколько месяцев назад под началом директора института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Николая Крадина.
«Сегодняшняя работа является активным стартом работы центра. Интересуют письменные источники, которые хранятся в Китае, способные пролить свет на важные, но слабоизученные моменты в истории, — подчеркнул Салихов. — История Евразии — история двух великих держав — России и Китайской Народной Республики. В определенные периоды истории мы находились в пределах одного этнокультурного пространства. Например, Китай находился в составе империи Юань, это тоже имеет прямое отношении к Золотой Орде. Территория Ирана находилась в Ильханате, что тоже одно из ответвлений тюрко-татарского государства. Т.е. это большая мировая история, без которой немыслимо понимание современной российской цивилизации».
Задачей доктор исторических наук Салихов назвал желание прийти к пониманию с китайскими коллегами роли России в этом процессе, в том числе путем изучения Великого Чайного и Шелкового путей, Камского речного пути. Но не стоит забывать и о других сильных игроках как Казахстан, где специально создали институт изучения Улуса Джучи, напомнил он. Хотя ученые из дружественных России стран работают сообща, в том числе, венгерские специалисты. «В международной ассоциации исследователей Золотой Орды есть европейский комитет и самую главную скрипку там играют специалисты из Венгрии», — поделился спикер.
«Чингисхан — это поколение гениев»
Руководитель центра археологии Китайского университета Минцзу, президент археологического факультета пограничного института департамента археологии Цзянь Вэй выразил сожаление о том, что Китаю мало известно о Поволжье, хоть территория и является местом обмена между восточной и западной цивилизациями. «В учебниках истории этой теме уделено слишком мало часов. Ученые тоже в основном занимаются изучением Средней Азии — Казахстана, Узбекистана», — рассказал заслуженный профессор Китайского университета. Поэтому он считает необходимым акцентировать внимание на изучении не только Средних веков и Золотой Орды, где связь народов итак прослеживается особенно отчетливо, но и более ранних времен. Например, во времена народа хунну (с 220 года до н. э. по II век н. э) были северные черные татары и северные белые татары. К первым китайские средневековые историки относили скотоводов, а ко вторым — кочевников.
А как китайский народ относится сегодня к основателю Золотоордынской империи Чингисхану, учитывая нашествие монгольской армии на Китай и завоевание ее северной части? Профессор Вэй в разговоре с «БИЗНЕС Online» ссылаясь на «Великого кормчего» Поднебесной, основателя КНР Мао Цзэдуна, ответил, что политик писал: «Чингисхан — это поколение гениев».
«Мы очень уважаем этого человека, который организовал степные народы. Раньше северная и южная части Китая были не одинаковыми. Северные части были больше кочевниками, южные части не знали северные народы и поэтому называли их северными варварами. Сейчас другое… Монгольский век занимал очень важную часть китайской истории», — подытожил гость из Китай.
Как татарстанские ученые копают мавзолеи золотоордынских ханов
Но, пожалуй, самой интригующей совместной работой ученых, претендующей на мировую сенсацию, является исследование мавзолеев в селе Лапас в Астраханской области, где могут быть похоронены величайшие правители Золотой Орды, такие как Берке и Узбек-хан, о чем на на недавней интернет-конференции в редакции «БИЗНЕС Online» рассказал все тот же Салихов.
Объект хоть и был известен в XX веке, но раскопки не проводились, ученые ограничивались наблюдениями, фиксацией его состояния. По словам директора института археологии им. А. Х. Халикова АН РТ Айрата Ситдикова, в 2005 году начались работы на Нижней Волге и только тогда было решено исследовать комплекс. В 2018-м сделали топографический план и установили, что территория занимает около 300 га, где обнаружили более 20 мавзолеев, там же был город и огромный комплекс по производству кирпича. Масштабы сооружений сопоставимы с такими известными в мире мавзолейными комплексами, как Долина царей в Египте.
«На наиболее значимых четырех мавзолеях провели геофизические работы для оценки состояния. Три года там ведем археологические исследования на одном из крупнейших мавзолеев, — сообщил Ситдиков. — Они известны и по письменным источникам. В частности упоминается, что Узбек-хан в 20-е годы XIV века принимает решение построить над могилами своих великих предков мавзолеи. Это решение стало основой создания этого комплекса. Вероятнее всего первые ханы Золотой Орды похоронены там и, возможно, и другие ханы империи. Так как в 40-60 годы XIV веке на европейских картах на этом месте начинает обозначаться место, где похоронены цари империи. Последующие посетители этой территории отмечали масштабные сооружения, купола которых были видны за 40 километров. В XVII веке известный турецкий путешественник Челеби оставил в записках упоминание о них».
К сожалению, объекты сильно разрушены. В особенности повлиял промышленный подъем в XVII–XIX веках, когда большинство золотоордынских памятников были разобраны на кирпичи. По словам Ситдикова, сейчас идет процесс расчистки северо-западной части мавзолея, толщина стен которого около 3 метров, площадь 3600 кв. м. Когда-то это монументальное здание имело ярко голубой купол.
«Этот объект — наследие культуры народов России, памятник является неотъемной частью истории и культуры татарского народа, — уверен директор института археологии им. Халикова. — Понимаем, что изучаем век мирового наследия, который должен быть понятен и доступен всем в мире. Наша задача сохранить эту информацию, потому что в результате раскопок получаем уникальные сведения, которые нигде не отражены».
Ситдиков считает, что в Лапасе должно появиться музейное пространство. «Наша позиция — на этом месте должен быть создан музей, — говорит Айрат Габитович. — Эта культура стала отправной точкой культуры многих народов, повлиявших на все евразийское пространство. Ее проявление видим в Центральной Азии, архитектуре Тимуридов, мавзолеи в Болгаре имеют связь с этой традицией, которая сформировалась в период Золотой Орды. Культура каменной архитектуры, которая связана с территорией Среднего Поволжья, складывалась под этой общей традицией».
Сотрудники института археологии им. Халикова в текущем году провели обследование территории комплекса в Лапаса. Работы ведутся при поддержке госпрограммы РТ по сохранению национальной идентичности татарского народа.
Завершая встречу Ситдиков отметил, что одним из ключевых аспектов научного развития является подготовка молодых кадров. Профессор Вэй также подчеркнул важность упрочения российско-китайских отношений, в том числе путем научного обмена. Он пригласил российских молодых ученых и студентов в Китай для изучения китайского и других дисциплин. Он уточнил, что для Поднебесной тоже важно участие их студентов в подобных мероприятиях для совместной подготовки историков и археологов.