Найти тему
ЭраАвто

Как прокачивать тормоза правильно

Оглавление

Всё о прокачке тормозов: как это сделать самостоятельно и в какой последовательности.Замена тормозной жидкости — стандартная процедура технического обслуживания, такая же, как замена масла и фильтров.

Фото: chanonnat srisura / Shutterstock / FOTODOM
Фото: chanonnat srisura / Shutterstock / FOTODOM

Что такое прокачка тормозов

Удаление воздуха из тормозной системы, или прокачка тормозов, необходимо для того, чтобы повысить эффективность торможения. Воздух в системе может появиться из-за перегрева тормозной жидкости или во время ремонта.

Обычно под фразой «прокачать тормоза» понимают замену тормозной жидкости по определённой схеме, которая позволяет предотвратить попадание воздуха в систему. Именно этот алгоритм мы и рассмотрим подробнее.

Когда нужна прокачка тормозов

Прокачка тормозов, которая является неотъемлемой частью процесса замены тормозной жидкости (ТЖ), может потребоваться в следующих случаях:

  • Плановая замена. На новом автомобиле жидкость обычно меняют через три года, а затем каждые два года.

Частая замена обусловлена свойствами тормозной жидкости — она активно впитывает влагу из окружающей среды и теряет свои свойства. В первую очередь, снижается температура кипения.

  • Работы, связанные с разгерметизацией тормозного контура, при которых воздух неизбежно попадает в систему. Это может произойти при замене суппорта, тормозной трубки или главного тормозного цилиндра.
  • Ухудшение работы тормозов. Это может быть вызвано слишком большой нагрузкой, например, при активной езде по горной местности. При достижении предельной температуры тормозная жидкость закипает, в результате чего в суппортах и шлангах образуются пузырьки, которые уже не могут раствориться.

Как прокачать тормоза на машине: инструкция

Прежде чем приступить к работе, необходимо свериться с руководством по ремонту. Общий алгоритм прокачки тормозов следующий.

Фото: VPales / Shutterstock / FOTODOM
Фото: VPales / Shutterstock / FOTODOM

Как прокачать тормоза вдвоем

Чтобы прокачать тормоза классическим способом, который предполагает участие двух человек, выполните следующие действия:

  • Обеспечьте доступ к штуцерам прокачки тормозных механизмов. Это специальные резьбовые вентили, которые используются для слива тормозной жидкости из суппортов (или цилиндров барабанов). Через эти же штуцеры можно удалить пузырьки воздуха из системы. Для удобства можно просто снять колёса.Подготовьте инструменты для прокачки. Вам понадобятся ключ под штуцер, трубка подходящего диаметра и ёмкость для сбора старой тормозной жидкости.
  • Начните прокачку. Водитель должен нажать на педаль тормоза и удерживать её. В это время помощник ослабляет прокачной штуцер, на который надета трубка, — достаточно повернуть его на пол-оборота или целый оборот. Под давлением педали жидкость вытекает через трубку в ёмкость.
  • Как только педаль приблизится к полу, штуцер необходимо завернуть. После этого (не раньше!) водитель по команде помощника отпускает педаль.
  • Повторите процесс. Объём заменяемой тормозной жидкости может варьироваться, но обычно составляет от 1 до 1,5 литров для стандартной прокачки и от 2 до 3 литров для полной замены жидкости в системе. Этот объём следует разделить на 4 части — это будет приблизительное количество жидкости, которое нужно слить с каждого колеса.

Важно! Во время замены или прокачки тормозной жидкости следите за уровнем жидкости в бачке и постоянно доливайте её. Если уровень упадёт ниже минимального, в систему может попасть воздух, и процедуру придётся начать заново. Если воздушный пузырь пройдёт от бачка дальше по системе, есть риск завоздушить блок клапанов АБС. В этом случае могут потребоваться дополнительные операции, иногда невозможные без специального оборудования.

Как прокачать тормоза одному

Фото: Velimir Zeland / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Velimir Zeland / Shutterstock / FOTODOM

Общий принцип действий аналогичен описанному ранее, но есть одно отличие: теперь некому жать на педаль. На СТО вместо напарника используют специальное оборудование. Штатную крышку расширительного бачка заменяют крышкой нагнетающего устройства, которое создаёт в бачке давление около 1 атмосферы. Благодаря этому жидкость вытекает через штуцеры без нажатия на тормоз.

Если такого оборудования нет, применяют народные методы. Они включают создание похожих самодельных устройств с использованием крышек от «ваниша» и колёсных ниппелей, а также «автоматического нажимателя» тормоза в виде газового упора между педалью и сиденьем.

Последовательность прокачки — важный момент, который не зависит от метода удаления старой жидкости. Обычно при наличии крестообразной двухконтурной системы тормозов (которая есть у большинства автомобилей) работу начинают с самого дальнего и заканчивают самым ближним к бачку ТЖ колесом. Однако, если схема иная (X-образная), рекомендуется следовать указаниям официального руководства.

Как прокачать тормоза с АБС

Легенда, которая широко распространена в интернете, гласит, что прокачка тормозов с АБС отличается от прокачки без неё. Разговоры о том, что систему с ABS нужно прокачивать с включённым зажиганием (или ещё как-то по-особенному) появились со времён самых первых антиблокировочных систем. В некоторых из них доступ к задним колёсам открывался только при включённом зажигании. Однако эта схема не используется уже несколько десятилетий, а мифы всё ещё популярны.

Если речь идёт о старом автомобиле, стоит заранее изучить такие нюансы. Ещё одна ситуация, когда нужно отдельно поработать с блоком АБС — это завоздушивание системы сверху, от бачка (см. выше). Или вообще замена блока. В таком случае действительно потребуется выполнить ряд действий, чтобы удалить воздух из блока клапанов АБС. Но описывать их нет смысла, поскольку для каждой машины алгоритм будет отличаться, вплоть до необходимости подключения дилерского сканера.

Как прокачать тормоза правильно: полезные советы

Перед началом прокачки рекомендуется налить немного тормозной жидкости в сливную ёмкость так, чтобы конец шланга был погружён в неё. Это позволит избежать попадания воздуха в систему, если напарник отпустит педаль раньше времени.

На старых автомобилях прокачные штуцеры часто приходят в негодность. Если суппорты давно не обслуживались и грани штуцера заржавели, рекомендуется сначала очистить их, а затем дать соединению «откиснуть», обернув его на несколько часов ветошью, смоченной тормозной жидкостью.