Найти тему

Спор на мыло: дочь депутата ГД от Татарстана требует 11 млрд рублей за фразу «Я люблю свою семью»

Оглавление
   KazanFirst
KazanFirst

Карина Богуславская, дочь основателя казанского АО «Нэфис Косметикс», требует с нижегородского производителя бытовой химии «Синергетик» почти 11 млрд рублей. Богуславская утверждает, что ответчик незаконно размещает фразу «Я люблю свою семью» на своей продукции. Дело будет рассматривать Арбитражный суд в Нижнем Новгороде. Юристы полагают, что суд, если признает правоту дочери депутата, может значительно снизить сумму компенсации.

Арбитражный суд Нижегородской области назначил на 30 июля рассмотрение иска Карины Богуславской к производителю бытовой химии ООО «Синергетик» (бренд Synergetic). Дочь депутата Госдумы от Татарстана и основателя АО «Нэфис Косметикс» Ирека Богуславского требует с нижегородской компании 10,7 млрд рублей. «Нэфис» участвует в деле в качестве заинтересованного лица. Богуславская утверждает, что «Синергетик» незаконно использует товарный знак «Нэфиса», права на который принадлежат предпринимательнице.
По данным KazanFirst, речь идет о товарном знаке «Я люблю свою семью». Он был зарегистрирован в августе 2006 года. Правообладателем является Карина Богуславская.
Компания «Синергетик» для своей продукции использует слоган «Я люблю свою семью», где слово «люблю» заменено на изображение сердца. Подобный товарный знак также зарегистрирован в системе Роспатента с 2022 года. Правообладателем является компания Planet Synergetic CY Limited, зарегистрированная на Кипре.

  📷
📷

tatarstan.ru
Карина Богуславская считает, что «Синергетик» незаконно использует изображение, которое «сходное до степени смешения» с принадлежащим ей товарным знаком. Помимо 11 млрд рублей Богуславская требует запретить распространять, рекламировать и хранить товары со слоганом «Я люблю свою семью», а также изъять всю такую продукцию.

Богуславская подавала иски к казанским предпринимателям

Казанское АО «Нэфис Косметикс» производит бытовую химию под брендами AOS, BiMax, Sorti, «Биолан», «Заводъ Братьевъ Крестовниковыхъ». Компании являются частью группы «Нэфис» (в нее также входят Казанский жировой комбинат, Казанский маслоэкстракционный завод» и «Нэфис-биопродукт»). Основателем компании является депутат Госдумы от Татарстана Ирек Богуславский. По данным СБИС, ему принадлежит около 25% АО. Среди других совладельцев — депутаты Госсовета Татарстана Михаил Сыровацкий и Дмитрий Самаренкин, а также Наталья Клячина, Зайнаб Сыровацкая, Шамиль Габдуллин. По итогам 2023 года выручка «Нэфис косметикс» составила 24,5 млрд рублей, а чистая прибыль — 1,16 млрд рублей.
Зарегистрированное в Нижнем Новгороде ООО «Синергетик» принадлежит кипрскому офшору Planet Synergetic CY Limited. Ранее «Ведомости» сообщали, что компания контролируется ее основателями и менеджментом —
Петром Маневичем, Алексеем Зюзиным, Алексеем Шатовым и Алексеем Коноваловым. В 2023 году доходы «Синергетика» составили 15,8 млрд рублей, а чистая прибыль — 1,06 млрд рублей.

  📷
📷

tatarstan.ru
Впервые Карина Богуславская подала иск к ООО «Синергетик» еще в августе прошлого года. Заявление было направлено в Арбитражный суд Татарстана. Соответчиками были указаны индивидуальные предприниматели
Юрий Сергеев и Разиля Михайлова, которые якобы распространяли продукцию со спорным слоганом.
Однако тогда суд республики посчитал, что не может рассматривать иск к «Синергетику», так как эта компания зарегистрирована в Нижнем Новгороде — иск «подлежит возврату, поскольку требования неподсудны данному Арбитражному суду». В итоге в этом деле остались только казанские бизнесмены. Но производство по делу сейчас остановлено.

Встречный иск «Синергетика» суд не принял

В начале 2024 года Богуславская подала новый иск к «Синергетику», на этот раз в суд Нижегородской области. Он принял этот иск к производству. Но предварительное заседание все откладывалось. В мае суд решил привлечь АО «Нэфис Косметикс» к участию в деле в качестве «третьего лица, не заявляющего отдельных требований относительно предмета спора».
Кроме того, ООО «Синергетик» за это время предъявило встречный иск. Оно просило признать лицензионный договор между «Нэфис Косметикс» и Кариной Богуславской (этот документ дает право использовать казанской компании товарный знак), действующий с июня 2021 года, недействительным. Однако суд встречный иск вернул, посчитав, что в этом деле требования «Синергетика» не могут быть рассмотрены.
В пресс-службе АО «Нэфис-Косметикс» KazanFirst сообщили, что товарный знак «Я люблю свою семью», зарегистрированный в 2006 году, используется на упаковках и в рекламе продукции «Нэфис Косметикс» с даты регистрации по настоящее время.

  • — Как было заявлено в рамках судебного процесса, сумма компенсации за нарушение прав на товарный знак рассчитана истцом исходя из двойной стоимости контрафактной продукции в соответствии с положениями пп. 2 п. 4 ст. 1515 ГК РФ. Предъявление требований о нарушении исключительных прав является прерогативой их правообладателя, — пояснили в пресс-службе.

KazanFirst также обратился с запросом в ООО «Синергетик», но на момент публикации материала ответ предоставлен не был.

  📷
📷

KazanFirst
— Товарный знак «Я люблю свою семью» зарегистрирован для шести различных классов товаров и услуг. Это достаточно широкий спектр, включающий в себя различные виды канцелярских товаров, косметических средств, продуктов питания, рекламных услуг и так далее. Право использования данного товарного знака также предоставлено АО «Нэфис Косметикс» по лицензионному договору до конца 2033 года, — разъясняет юрист
Яна Мататова.
Она отмечает, что обозначение, которое использует ООО «Синергетик», действительно имеет тот же смысл, что и у «Нефис Косметикс»: «Я люблю свою семью», хотя обозначения выполнены различным шрифтом и цветом и у «Синергетика» одно слово заменено значком.
— Суду предстоит проверить степень смешения товарных знаков. Степень смешения означает, что товарные знаки настолько схожи, что потребитель может быть введен в заблуждение относительно принадлежности товара тому или иному бренду. Учитывая, что АО «Нэфис Косметикс» и ООО «Синергетик» выпускают продукцию в одной сфере (косметические средства, бытовая химия), это усиливает вероятность смешения их потребителем. В ходе сопоставления товарных знаков с точки зрения их графического и визуального сходства необходимо руководствоваться основным правилом, согласно которому вывод делается на основе восприятия не отдельных элементов, а товарных знаков в целом (общего впечатления), и при этом для признания сходства товарных знаков достаточно уже самой опасности, а не реального смешения товарных знаков в глазах потребителя, — поясняет эксперт.

Суд может снизить сумму компенсации, если признает правоту Богуславской

По словам Мататовой, правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. Поэтому если суд встанет на сторону «Нэфиса», то ООО «Синергетик» ждут большие потери: нужно будет изъять всю продукцию с этим обозначением из оборота, переделать упаковки, прекратить распространять всю рекламу с этим обозначением, а также выплатить правообладателю компенсацию в крупном размере.
Впрочем, юрист сомневается, что заявленный размер в 10,6 млрд рублей будет взыскан полностью, — он может быть снижен судом. В пример она приводит дело по защите шоколада «Аленка», когда Московская кондитерская фабрика «Красный октябрь» смогла взыскать с кондитерской фабрики «Славянка» лишь 300 тысяч рублей, хотя требовала 5 млн рублей (у «Славянки» были плитки шоколада с изображением головы девочки в кокошнике с наименованием «Алина»).
Яна Мататова напоминает, что в случае «Нэфиса» и «Синергетика» степень смешения еще предстоит установить суду. Эксперт прогнозирует, что разбирательство будет долгим и не ограничится одной инстанцией.
Автор материала Кирилл Антонов