Найти тему
Middle Plan | mid.plan

Янковский. Большие роли

Оглавление

Хочу сразу предупредить тех, кто смотрел и знает Янковского по сериалам «Слова пацана», «Фишер» или «Внутри убийцы». В этой статье мы говорим про Олега Янковского.

За свою карьеру Олег Янковский сыграл больше 70 ролей в кино и создал множество ярких образов на театральной сцене. Про все роли рассказывать не буду, но о самых значимых точно есть что сказать. Приятного прочтения!

Время прочтения - 6 минут

Видео версия статьи:

Начало карьеры

Свою профессиональную творческую карьеру он начала в Саратове, после того как окончил Саратовское театральное училище. Забавный факт или легенда, как хотите. Изначально Олег Янковский хотел поступить в Саратовский мед.институт, но случайно увидел объявление о приёме в театральное училище, правда на тот момент прием уже был окончен. Он решил узнать какие требования буду на следующий год и зашел в кабинет директора. Тому видимо было не этого или он не понял, что хочет абитуриент, поэтому только спросил у Олега фамилию. Тот ответил – Янковский, на что директор, посмотрев в журнал, бросил - так Янковский зачислен! Как выяснилось спустя несколько месяцев, старший брат Олега — Николай — втайне от семьи решил поступать и прошёл творческий конкурс. Николай, как и Олег, тоже мечтал стать актером, и понимая желание младшего брата, уступил ему место. Самое смешное, преподаватели так подумали, что просто совершили ошибку в имени. Золотое было время.

Как вспоминал педагог по сценической речи: «Говорил плохо, аппаратом обладал тяжёлым, рот открывал неправильно». Но в роли Тузенбаха в дипломном спектакле «Три сестры» сумел показать себя многообещающим, интересным актёром, и это развеяло сомнения мастера курса

В последствии, Олег Янковский сделал потрясающую карьеру. Он поработал с такими выдающимися режиссерами как Андрей Тарковский и Марк Захаров, получил множество наград. В этой статье расскажу о 8 фильмах, за которые мы любим этого актера. Список субъективный, если вы хотите его оспорить или что-то добавить, то можно это сделать в комментариях. В конце не забудьте подписаться и поставить лайк.

1. Щит и меч (1968)

Режиссер Владимир Басов

В кино Янковский тоже попал почти случайно. Во время гастролей Саратовского театра драмы, куда он был зачислен после окончания училища. Актёр зашёл в ресторан гостиницы, что-то заказал и сел за столик. Неподалеку, в этот же самый момент режиссёр Владимир Басов и его жена Валентина Титова обсуждали будущие съемки фильма «Щит и меч». Титова заметив за соседним столиком Янковского, сказала режиссёру: «Вот сидит юноша с типичной арийской внешностью». Басов согласился, что молодой человек подошёл бы идеально, но «он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?».

В через какое-то время опять же Титова узнает о том, что рядом сними сидел актер Саратовского театр и Янковского позвали на пробы, которые тоже были непростые.

И все-таки, в 1966 году Олег Янковский получает свою первую большую роль. Как он потом сам вспоминал, эмоции его переполняли: «Надо было видеть, как я переходил через дорогу. Чтоб, не дай бог, не сбила машина. Чтобы спасти себя для кинематографа, я осторожно, медленно, вглядываясь, шел в театр...».

«Щит и меч» — это четырехсерийная экранизация одноименного романа Вадима Кожевникова. Главную роль, разведчика Александра Белова, сыграл Станислав Любшин. Янковский воплотил на экране его друга Генриха Шварцкопфа.

Все четыре серии вышли на экран в 1968 году. А первый фильм — «Без права быть собой» — стал настоящим хитом советского кино. По некоторым подсчетам, ленту посмотрели около 70 миллионов человек (68,3 млн).

-3

2. Служили два товарища (1968)

Режиссер Евгений Карелов

Следующим проектом для молодого актера стала одна из центральных ролей в картине «Служили два товарища». Это драма о событиях гражданской войны в России 1920-го.

В картине сыграли уже известные и маститые на тот момент Ролан Быков и Владимир Высоцком. Но Янковский, в образе немногословного фотографа-красноармейца, не уступал им ни капли и, наверное, впервые широко продемонстрировал свой талант.

В роли Некрасова актёр научился молчать и научился смотреть. Валерий Фрид, один из авторов сценария, вспоминал, как к нему прибежал режиссёр фильма Евгений Карелов и обеспокоенно спросил, почему у Некрасова, которого тот играл, так мало текста, все его реплики уместились на половинке печатной странички.

«Как же так, главная роль и столь мало текста? Может, добавите?»
«Не надо, сказали мы режиссёру, пусть молчит, пусть Быков разговаривает, а у Янковского и так всё ясно, без текста, и молчит он так выразительно, так много говорит его молчание.»
-4

3. Зеркало (1974)

Режиссер Андрея Тарковского

Заметной работой Олега Янковского в середине 1970-х годов становится роль Отца в автобиографической ленте Андрея Тарковского «Зеркало».

Даже невзирая на то, что актёр прошел пробы благодаря своему сходству с отцом режиссёра, Тарковский расширил роль и дал актеру больше экранного времени. Также в фильме сыграл маленький Филипп, сын Олега Янковского (он играл самого Андрея Тарковского в детстве).

-5

4. Обыкновенное чудо (1978)

Режиссер Марк Захаров

"Обыкновенное чудо" – это первая совместная работа Янковского и Марка Захарова в кино. На тот момент актер уже перешел в «Ленком», руководителем которого и был Захаров, поэтому, пробы были пройдены, так сказать, заочно.

Картина была снята по пьесе Евгения Шварца, где актер сыграл Волшебника – мудрого, немногословного, уставшего и ироничного.

Янковский здесь – наблюдатель, режиссер. Захаров, как и Тарковский, пусть в более игровой форме, но все же отводит Янковскому, среди остальных разыгрывающих этот фильм-спектакль актеров, роль вне времени и пространства. Волшебник бессмертен, лишь он остается на сцене (в кадре), когда остальных уходят, а картонные декорации догорают.

-6

5. Тот самый Мюнхгаузен (1979)

Режиссер Марк Захаров

Универсальное руководство к жизни для мыслящих романтиков всех времён - «Тот самый Мюнхгаузен». Барон превращается из комического персонажа в романтического героя, из вруна в мечтателя, над которым все смеются, но рассказы которого – пусть самые фантастические – имеют удивительное свойство сбываться.

Следом, Марк Захаров начал работу над фильмом «Тот самый Менхаузен». На главную же роль он снова пригласил Янковского, но это было рискованно. К тому моменту он уже сложился не как комедийный актер, а скорее драматический.

Так оно и оказалось, худсовет не утвердил актера. Григорий Горин, автор сценария и адаптации, тоже был против. Но Захаров настаивал. В последствии Горин писал:

«Он до этого играл прямых, жёстких, волевых людей — волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, и он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Менхаузен — умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актёра!».

Так что, явно именно Янковский довел и так преобразованного в сценарии Горина Мюнхаузена до совершенства, сделав барона тонким, умным, ироничным, понимающе и печально смотрящим сверху вниз на людей со ступенек своей бесконечной лестницы, ведущей в небо.

-8

6. Полёты во сне и наяву (1982)

Режиссер Роман Балаян

В 1982 году актёр снялся в фильме Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву». Но вот что забавно, сценарий был написан Виктором Мережко специально для Никиты Михалкова, но когда Роман Балаян, режиссер фильма, случайно увидел Янковского в картине «Мы, нижеподписавшиеся», его так поразила его игра, что он тут же позвонил Мережко и сказал: «Берём Янковского». Как он потом сам обьяснял: «Почему я так решил? Мне кажется, что у Олега было то, чего нет у многих: он в кадре и над ним. Было ещё что-то, кроме того, что он говорил, в его лице, в его глазах».

Картина «Полеты по сне и наяву» признается многими, как одна из лучших работ Янковского в кино. В образе 40-летнего Сергея Макарова актёр смог явить все оттенки кризиса среднего возраста и всё многообразие разочарований своего поколения. Блестящие партнёры — Табаков, Гурченко, Меньшиков — обеспечили глубину второму плану.

Безвременье, застой, потерянное поколение – этот фильм Балаяна называют самой личной, исповедальной работой режиссера и одним из самых точных портретов эпохи 80-х. А Янковский называл роль Сережи Макарова своей любимой.

-9

7. Приходи на меня посмотреть (2000)

Режиссеры - Олег Янковский и Михаил Агранович

Конечно, было еще множество потрясающий картин до «Приходи на меня посмотреть» и после, но предлагаю остановится именно на ней. Она является единственной режиссёрской работой самого Янковского (совместно с Михаилом Аграновичем). Почему именно эта работа?

Янковский играет Игоря — «нового русского», который по ошибке попадает к «старым русским» — обедневшей интеллигентной семье.

«Это была «проба пера». В потоке чудовищно-чёрного кино захотелось вдруг снять какую-то добрую, светлую историю, захотелось какой-то сказки и доброты. Хотя я исповедую и люблю другое кино. И обязательно такое кино сниму.».

Классическая коллизия с перепутанными под новый год адресами разрешается знакомством преуспевшего в 90-х коммерсанта с ровесницей из обедневшей интеллигенции.

-10

Заключение

В самом начале, если вы помните, я рассказывал о случайностях или совпадениях, которые имели место в начале карьеры Олега Янковского. Так вот, закончить мне хочется тем, что актера негласно еще называли «последним аристократом российского кино», «белой костью», «аристократом вне времени». И это абсолютно справедливо и в метафорическом, и в прямом смысле слова. Актер был потомком дворянского рода с польскими и белорусскими корнями. Но также, Янковский был тем артистом, кто последним получил звание «Народного артиста СССР». Эпоха. После вручения, через неделю, страна развалилась.

На этом у меня все. Спасибо за ваше время. Пишите комментарии и подписывайтесь на канал.

Пока!

Другие статьи на канале: