Хочу сразу предупредить тех, кто смотрел и знает Янковского по сериалам «Слова пацана», «Фишер» или «Внутри убийцы». В этой статье мы говорим про Олега Янковского.
За свою карьеру Олег Янковский сыграл больше 70 ролей в кино и создал множество ярких образов на театральной сцене. Про все роли рассказывать не буду, но о самых значимых точно есть что сказать. Приятного прочтения!
Время прочтения - 6 минут
Видео версия статьи:
Начало карьеры
Свою профессиональную творческую карьеру он начала в Саратове, после того как окончил Саратовское театральное училище. Забавный факт или легенда, как хотите. Изначально Олег Янковский хотел поступить в Саратовский мед.институт, но случайно увидел объявление о приёме в театральное училище, правда на тот момент прием уже был окончен. Он решил узнать какие требования буду на следующий год и зашел в кабинет директора. Тому видимо было не этого или он не понял, что хочет абитуриент, поэтому только спросил у Олега фамилию. Тот ответил – Янковский, на что директор, посмотрев в журнал, бросил - так Янковский зачислен! Как выяснилось спустя несколько месяцев, старший брат Олега — Николай — втайне от семьи решил поступать и прошёл творческий конкурс. Николай, как и Олег, тоже мечтал стать актером, и понимая желание младшего брата, уступил ему место. Самое смешное, преподаватели так подумали, что просто совершили ошибку в имени. Золотое было время.
Как вспоминал педагог по сценической речи: «Говорил плохо, аппаратом обладал тяжёлым, рот открывал неправильно». Но в роли Тузенбаха в дипломном спектакле «Три сестры» сумел показать себя многообещающим, интересным актёром, и это развеяло сомнения мастера курса
В последствии, Олег Янковский сделал потрясающую карьеру. Он поработал с такими выдающимися режиссерами как Андрей Тарковский и Марк Захаров, получил множество наград. В этой статье расскажу о 8 фильмах, за которые мы любим этого актера. Список субъективный, если вы хотите его оспорить или что-то добавить, то можно это сделать в комментариях. В конце не забудьте подписаться и поставить лайк.
1. Щит и меч (1968)
Режиссер Владимир Басов
В кино Янковский тоже попал почти случайно. Во время гастролей Саратовского театра драмы, куда он был зачислен после окончания училища. Актёр зашёл в ресторан гостиницы, что-то заказал и сел за столик. Неподалеку, в этот же самый момент режиссёр Владимир Басов и его жена Валентина Титова обсуждали будущие съемки фильма «Щит и меч». Титова заметив за соседним столиком Янковского, сказала режиссёру: «Вот сидит юноша с типичной арийской внешностью». Басов согласился, что молодой человек подошёл бы идеально, но «он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?».
В через какое-то время опять же Титова узнает о том, что рядом сними сидел актер Саратовского театр и Янковского позвали на пробы, которые тоже были непростые.
И все-таки, в 1966 году Олег Янковский получает свою первую большую роль. Как он потом сам вспоминал, эмоции его переполняли: «Надо было видеть, как я переходил через дорогу. Чтоб, не дай бог, не сбила машина. Чтобы спасти себя для кинематографа, я осторожно, медленно, вглядываясь, шел в театр...».
«Щит и меч» — это четырехсерийная экранизация одноименного романа Вадима Кожевникова. Главную роль, разведчика Александра Белова, сыграл Станислав Любшин. Янковский воплотил на экране его друга Генриха Шварцкопфа.
Все четыре серии вышли на экран в 1968 году. А первый фильм — «Без права быть собой» — стал настоящим хитом советского кино. По некоторым подсчетам, ленту посмотрели около 70 миллионов человек (68,3 млн).
2. Служили два товарища (1968)
Режиссер Евгений Карелов
Следующим проектом для молодого актера стала одна из центральных ролей в картине «Служили два товарища». Это драма о событиях гражданской войны в России 1920-го.
В картине сыграли уже известные и маститые на тот момент Ролан Быков и Владимир Высоцком. Но Янковский, в образе немногословного фотографа-красноармейца, не уступал им ни капли и, наверное, впервые широко продемонстрировал свой талант.
В роли Некрасова актёр научился молчать и научился смотреть. Валерий Фрид, один из авторов сценария, вспоминал, как к нему прибежал режиссёр фильма Евгений Карелов и обеспокоенно спросил, почему у Некрасова, которого тот играл, так мало текста, все его реплики уместились на половинке печатной странички.
«Как же так, главная роль и столь мало текста? Может, добавите?»
«Не надо, сказали мы режиссёру, пусть молчит, пусть Быков разговаривает, а у Янковского и так всё ясно, без текста, и молчит он так выразительно, так много говорит его молчание.»
3. Зеркало (1974)
Режиссер Андрея Тарковского
Заметной работой Олега Янковского в середине 1970-х годов становится роль Отца в автобиографической ленте Андрея Тарковского «Зеркало».
Даже невзирая на то, что актёр прошел пробы благодаря своему сходству с отцом режиссёра, Тарковский расширил роль и дал актеру больше экранного времени. Также в фильме сыграл маленький Филипп, сын Олега Янковского (он играл самого Андрея Тарковского в детстве).
4. Обыкновенное чудо (1978)
Режиссер Марк Захаров
"Обыкновенное чудо" – это первая совместная работа Янковского и Марка Захарова в кино. На тот момент актер уже перешел в «Ленком», руководителем которого и был Захаров, поэтому, пробы были пройдены, так сказать, заочно.
Картина была снята по пьесе Евгения Шварца, где актер сыграл Волшебника – мудрого, немногословного, уставшего и ироничного.
Янковский здесь – наблюдатель, режиссер. Захаров, как и Тарковский, пусть в более игровой форме, но все же отводит Янковскому, среди остальных разыгрывающих этот фильм-спектакль актеров, роль вне времени и пространства. Волшебник бессмертен, лишь он остается на сцене (в кадре), когда остальных уходят, а картонные декорации догорают.
5. Тот самый Мюнхгаузен (1979)
Режиссер Марк Захаров
Универсальное руководство к жизни для мыслящих романтиков всех времён - «Тот самый Мюнхгаузен». Барон превращается из комического персонажа в романтического героя, из вруна в мечтателя, над которым все смеются, но рассказы которого – пусть самые фантастические – имеют удивительное свойство сбываться.
Следом, Марк Захаров начал работу над фильмом «Тот самый Менхаузен». На главную же роль он снова пригласил Янковского, но это было рискованно. К тому моменту он уже сложился не как комедийный актер, а скорее драматический.
Так оно и оказалось, худсовет не утвердил актера. Григорий Горин, автор сценария и адаптации, тоже был против. Но Захаров настаивал. В последствии Горин писал:
«Он до этого играл прямых, жёстких, волевых людей — волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, и он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Менхаузен — умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актёра!».
Так что, явно именно Янковский довел и так преобразованного в сценарии Горина Мюнхаузена до совершенства, сделав барона тонким, умным, ироничным, понимающе и печально смотрящим сверху вниз на людей со ступенек своей бесконечной лестницы, ведущей в небо.
6. Полёты во сне и наяву (1982)
Режиссер Роман Балаян
В 1982 году актёр снялся в фильме Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву». Но вот что забавно, сценарий был написан Виктором Мережко специально для Никиты Михалкова, но когда Роман Балаян, режиссер фильма, случайно увидел Янковского в картине «Мы, нижеподписавшиеся», его так поразила его игра, что он тут же позвонил Мережко и сказал: «Берём Янковского». Как он потом сам обьяснял: «Почему я так решил? Мне кажется, что у Олега было то, чего нет у многих: он в кадре и над ним. Было ещё что-то, кроме того, что он говорил, в его лице, в его глазах».
Картина «Полеты по сне и наяву» признается многими, как одна из лучших работ Янковского в кино. В образе 40-летнего Сергея Макарова актёр смог явить все оттенки кризиса среднего возраста и всё многообразие разочарований своего поколения. Блестящие партнёры — Табаков, Гурченко, Меньшиков — обеспечили глубину второму плану.
Безвременье, застой, потерянное поколение – этот фильм Балаяна называют самой личной, исповедальной работой режиссера и одним из самых точных портретов эпохи 80-х. А Янковский называл роль Сережи Макарова своей любимой.
7. Приходи на меня посмотреть (2000)
Режиссеры - Олег Янковский и Михаил Агранович
Конечно, было еще множество потрясающий картин до «Приходи на меня посмотреть» и после, но предлагаю остановится именно на ней. Она является единственной режиссёрской работой самого Янковского (совместно с Михаилом Аграновичем). Почему именно эта работа?
Янковский играет Игоря — «нового русского», который по ошибке попадает к «старым русским» — обедневшей интеллигентной семье.
«Это была «проба пера». В потоке чудовищно-чёрного кино захотелось вдруг снять какую-то добрую, светлую историю, захотелось какой-то сказки и доброты. Хотя я исповедую и люблю другое кино. И обязательно такое кино сниму.».
Классическая коллизия с перепутанными под новый год адресами разрешается знакомством преуспевшего в 90-х коммерсанта с ровесницей из обедневшей интеллигенции.
Заключение
В самом начале, если вы помните, я рассказывал о случайностях или совпадениях, которые имели место в начале карьеры Олега Янковского. Так вот, закончить мне хочется тем, что актера негласно еще называли «последним аристократом российского кино», «белой костью», «аристократом вне времени». И это абсолютно справедливо и в метафорическом, и в прямом смысле слова. Актер был потомком дворянского рода с польскими и белорусскими корнями. Но также, Янковский был тем артистом, кто последним получил звание «Народного артиста СССР». Эпоха. После вручения, через неделю, страна развалилась.
На этом у меня все. Спасибо за ваше время. Пишите комментарии и подписывайтесь на канал.
Пока!
Другие статьи на канале: