Рубрика: вопросы священнику
Объясните, пожалуйста, на чем основано почитание мощей святых? Неужели нельзя молиться перед иконой святого? Разве «благочестиво» раздавать по частям останки по храмам? Ведь по сути-то, если уж похоронили, так пусть покоятся себе с миром?
р. Б. Александр М.
Отвечает протоиерей Борис Балашов:
Здравствуйте, Александр!
Христос, воплотившись от Девы Марии и являясь Богочеловеком, принял и тело, и душу человеческую. Его Божество было соединено и с телом, и с душой. И поэтому, когда Спаситель умер, Его тело было нетленно и Воскресло.
Почему христиане почитают мощи святых? Попробуем разобраться. Святые соединялись с Богом в молитве, чтении Евангелия, добрых делах и, конечно, в Таинстве Причащения. В этом Таинстве человеком принимается не дуновение благодати, а вполне материальное по внешнему составу Тело Христово — часть Агнца, принесенного в жертву на престоле в алтаре храма. По сути — с этим Хлебом человек принимает в себя самого Воскресшего Христа, который воспринял в Себя этот хлеб, как некогда воспринял в себя человечество (человеческую природу) во чреве Девы Марии. И если кто-то из Его учеников на земле особенно дорог Христу и близок, то этот человек или, после его смерти, эта душа имеет великое дерзновение молитвы за людей. Как икона имеет духовую связь с тем, кто на ней изображен, и это явно раскрывается во время молитвы, так и тело человека, освященное Жизнью Христа в его собственной жизни, получит свое великое освящение при Втором Пришествии Христовом.
В Ветхом Завете рассказана такая история. Когда однажды евреи хоронили своего родственника, они внезапно были вынуждены спасаться от врагов. В спешке они бросили мертвое тело в ближайшую пещеру (пещер в той местности было много, в них часто хоронили умерших). Оказалось, что в той пещере был похоронен великий праведник — пророк Елисей. И мертвое тело, соприкоснувшись с костями пророка Елисея, воскресло. Человек ожил. Такова сила святости Божией, которая может проявляться в людях. Так то еще Ветхий Завет! А ветхозаветные люди не могли еще иметь таких благодатных даров, которые даны были Церкви Богом после Воскресения Христа.
Опыт Церкви показывает, что для верующего человека благодатную помощь по его молитве несут останки, то есть мощи святых. В книге Деяний апостольских рассказывается, что больных исцеляли тень апостола Петра и опоясание с одежды апостола Павла. Подобную же силу имеют и святые мощи.
Следующий вопрос: благочестиво или неблагочестиво разделять святые мощи на части и раздавать в различные храмы? Давайте подумаем. Если некоторый святой, находясь у Божьего престола, молится за живущих на земле людей, он участвует молитвой в их жизни. Между членами Христовой Церкви на земле и святыми строится некая духовная связь. Она не безразлична для святых. Укреплению этой связи в молитве помогают иконы — образы святых — и святые мощи, через которые души святых осуществляют свое благодатное воздействие на человеческие души.
Святые люди находятся в Небесном Царстве, предстоят Богу, ходатайствуя о людях. Можно молиться Богу, Божией Матери без всяких икон, и молитва дойдет до небес. Но с иконами молиться гораздо легче, так как они являются «окошками в Небесное Царство», открывающимися во время молитвы. Еще легче и радостнее молиться перед святыми мощами угодников Божиих. Во-первых, они освящены соединением этих людей с Божеством при их жизни. Во-вторых, существует некая таинственная связь между мертвым телом и душой человека, ведь это тело воскреснет и снова соединится с душой. Если в разных странах, разных городах, разных храмах будут вставлены в иконы мощевики с частицами мощей, то верующим людям легче будет общаться с миром Вечности, глубже становится духовная связь с теми святыми, к которым обращена их молитва. Если эти святые будут ближе и роднее христианам, молящимся перед их иконами или святыми мощами, то можно думать, что и святым от этого будет тоже радостнее. Другой вопрос, что святыня требует бережного и благоговейного отношения к себе во всех ситуациях. Но это уже относится к сфере собственно духовной жизни.
Многие явления в жизни можно рассматривать, по сути, анатомически, мысленно «препарируя» их. Каждый человек может назвать многое, что он для себя считает красивым. Красивая картина, красивое лицо, красивый пейзаж… Но давайте начнем разбирать это по частям. Допустим, мы видим красивую картину, любуемся ей. Теперь начнем «придираться»: дерево — написано какими-то мазками, человеческая фигура — не прорисована во всех подробностях, цвета какие-то не такие, небо с какими-то странными облаками… Вот очарование и исчезло. Что же произошло? Картина хуже не стала, другие люди по-прежнему любуются ею. А вы лишили себя приятных моментов общения с прекрасным. Вернуть прежний взгляд себе не так-то просто.
По отношению к святыням, конечно, все несколько по-другому, ведь это вопросы гораздо более серьезные, нежели наши эстетические чувства. И здесь очень многое зависит от усилий, прикладываемых вами с тем, чтобы понять, узнать и обрести веру.