Этот топ открывает Андрей Тихонов, игрок московского «Спартака». После великолепного выступления в еврокубках в 1996–1999 годах за игроками «Спартака» охотились многие гранды европейского футбола. И Тихонов не стал исключением. Сообщалось об интересе к нему сразу нескольких клубов: «Аякса», «Саутгемптона» и «Гамбурга».
Переговоры с «Аяксом» и «Гамбургом» зашли в тупик, так как руководство команд не смогло договориться о трансферной стоимости игрока. А вот история с «Саутгемптоном» оказалась более интересной.
Герман Ткаченко лично организовал отъезд игрока из страны — правда, всего на пару недель. В «Саутгемптоне» Андрею устроили просмотр, во время которого он сыграл только один товарищеский матч. Как позже выяснилось, обстоятельства этого просмотра были весьма детективными. Тихонов торопился вернуться в Россию к началу сезона и остался там навсегда.
«Та игра проходила во Франции, и меня туда везли под чужой фамилией. Были какие-то проблемы то ли с визой, то ли с разрешением на работу, поэтому меня выдавали за местного паренька. Утром мы приехали, сыграли и отправились обратно на остров. Так я целый день чувствовал, каково это — быть англичанином. Затем должна была состояться вторая игра — тоже товарищеская, но уже при своих болельщиках. Однако сыграть в ней мне не удалось: в России должен был начинаться сезон, а англичане не спешили с ответом. Я приехал в Самару и начал играть за «Крылья Советов» - вспоминает Андрей Тихонов.
На четвертом месте топа — игрок сборной России и клуба «Краснодар» Фёдор Смолов. Его карьера очень разнообразна. Фёдор всё же смог заявить о себе в европейских чемпионатах. Однако поиграть в АПЛ ему так и не удалось, хотя у агента Смолова были тесные контакты с клубами этого чемпионата.
Сам Фёдор рассказывал, что был близок к переходу в «Манчестер Юнайтед», но трансфер сорвался из-за перехода Алексиса Санчеса в стан «красных дьяволов». Слова Федора об этом переходе: «Алексис Санчес кинул «Сити» и перешел в «Юнайтед» зимой, петух (смеется). Пришел и просто все заруинил. А так я бы зимой перешел туда». Так что мечте стать игроком великого английского клуба не суждено было сбыться.
На третьем месте топа расположился ещё один игрок московского «Спартака» — Егор Титов. Его история очень похожа на историю трансфера Ильи Цымбаларя.
На Егора претендовали сразу два европейских гранда тех лет — «Бавария» и «Лидс». Руководство «Баварии» было готово предложить за Титова 10 миллионов долларов и повысить зарплату самому игроку. По тем временам это были большие деньги. Однако руководство «Спартака» выдвинуло свои условия: они хотели выручить за игрока не менее 20 миллионов долларов. Президент «Мюнхена» назвал эту сумму сумасшедшей и вышел из переговоров. Сам Егор узнал об интересе со стороны «Баварии» лишь несколько лет спустя.
Второе место мы так же отдаём игроку московского «Спартака» Илье Цымбаларю. У футболиста было сразу несколько предложений от топовых клубов Европы в разные годы.
После удачного для России чемпионата Европы 1996 года Илья получил предложение из Серии А, а точнее — от «Лацио». Личный контракт полностью устраивал нашего игрока, но пути с итальянским клубом разошлись из-за президента и главного тренера «Спартака».
Спустя два года поступило предложение от лондонского «Арсенала». Говорят о личной заинтересованности в игроке самого Арсена Венгера, но снова не сложилось. Клубы не сошлись в цене трансфера, и Илья снова остался в родных стенах.
Ещё полгода спустя появилось предложение, от которого нельзя отказаться. Мадридский «Реал» хотел видеть в своём составе нашего игрока. Однако сам Цымбаларь узнал об этой заинтересованности уже после того, как клубы не смогли договориться о трансферной стоимости игрока.
Вот как он прокомментировал это: «Большое спасибо, ребята, что сообщили».
Первое место в нашем топе занимает Андрей Аршавин и его несостоявшийся переход в «Барселону». С самого детства Аршавин мечтал играть за этот клуб, поэтому был готов перейти туда в любой момент. От простого интереса до официального предложения со стороны каталонцев прошёл примерно год. В этой сделке помогал агент Дмитрий Селюк.
«За день до официального предложения я позвонил Аршавину, — продолжает вспоминать Селюк. — Мы сидели вместе с Лапортой и решили ему позвонить. Я передал трубку Лапорте, а сам помогал с переводом. Лапортаспросил у Андрея, хочет ли он играть за «Барселону», на что получил положительный ответ. После этого никаких сомнений не было, и процесс был запущен. «Барселона» предложила Андрею пятилетний контракт. Его зарплата была бы даже больше, чем в «Арсенале». За Андрея предлагали 15 миллионов евро, но «Зенит» такая цена совершенно не устраивала. В этих переговорах всё решал «Газпром» и непосредственно Алексей Миллер.
В тот момент Аршавин был символом России. Миллер требовал в обмен на Андрея футболиста уровня Лионеля Месси, что шокировало руководство «Барселоны». В итоге Аршавина продали в лондонский «Арсенал» за 18 миллионов евро.
«Андрея вообще не хотели продавать. Дело было не в деньгах — в тот момент 18 млн евро, за которые его продали в „Арсенал“ черезполгода, ничего не решали. Если бы они решали, я сам бы доплатил эти 3 миллиона», — говорит Селюк. — Это была принципиальная история. Думаю, в „Зените“ потом пожалели, что тогда его не отпустили».
Это мог быть самый громкий трансфер в истории России, который так и остался на бумаге и не стал реальностью.