Найти в Дзене
"Красное знамя"

Юность, не ставшая зрелостью

15 февраля 1989 года закончилась Афганская война. 35 лет прошло со дня вывода последних войск с территории Афганистана. Но для родственников погибших солдат эта война до сих пор остаётся неутихающей болью. Больше 9 лет в далёкой горной стране тысячи ребят выполняли интернациональный долг. За это время наша страна потеряла почти 14 тысяч молодых парней, из которых 180 человек – наши земляки, жители Красноярского края. С каждым годом летопись Афганской войны всё дальше уходит в прошлое. Говорят, человек жив, пока жива память о нём. Давайте помнить о каждом, кто отдал свои жизни, с честью выполнив долг перед Родиной. В Книге памяти Красноярского края «Афганистан 1979 – 1989» вписаны имена троих уроженцев нашего района. Давайте вспомним о них и помолчим. КЛЕЙМЮК Александр Николаевич Родился 8 сентября 1958 года, погиб 18 января 1981 года. Посмертно награжден
орденом Красной Звезды. Похоронен в посёлке Кетский. Александр родился в поселке Бузан Абанского района. Затем его семья переехала в

15 февраля 1989 года закончилась Афганская война. 35 лет прошло со дня вывода последних войск с территории Афганистана. Но для родственников погибших солдат эта война до сих пор остаётся неутихающей болью.

Больше 9 лет в далёкой горной стране тысячи ребят выполняли интернациональный долг. За это время наша страна потеряла почти 14 тысяч молодых парней, из которых 180 человек – наши земляки, жители Красноярского края.

С каждым годом летопись Афганской войны всё дальше уходит в прошлое. Говорят, человек жив, пока жива память о нём. Давайте помнить о каждом, кто отдал свои жизни, с честью выполнив долг перед Родиной.

В Книге памяти Красноярского края «Афганистан 1979 – 1989» вписаны имена троих уроженцев нашего района. Давайте вспомним о них и помолчим.

КЛЕЙМЮК Александр Николаевич

Александр Николаевич Клеймюк
Александр Николаевич Клеймюк

Родился 8 сентября 1958 года, погиб 18 января 1981 года. Посмертно награжден
орденом Красной Звезды. Похоронен в посёлке Кетский.

Александр родился в поселке Бузан Абанского района. Затем его семья переехала в поселок Кетский. После окончания школы он выучился на шофера, работал в леспромхозе.

В 1979 году был призван в армию. В Туркменистане, куда направили Александра, навыки водителя пригодились – возил продукты и другие грузы. Домой писал, что всё у него хорошо. Об отправке в Афганистан Саша сообщил не сразу – понимал, что родные будут переживать. В письмах всё те же: «У меня всё идет нормально. Получил нового ЗИЛа, мне его до дембеля хватит».

О том, что приходится пережить, о войне – ни слова. Пишет о разных мелочах, о погоде: «Уже середина декабря, а у нас ещё лето, ни дождя, ни снега. Правда ночью подмораживает». Однажды для своей сестры Маняши с оказией передал в подарок на день рождения электронные часы. Шёл второй год службы. Александр уже отсчитывал месяцы и дни до приказа. Но получилось всё по-другому.

18 января 1981 года на колонну, в которой шла и машина Александра, напали моджахеды. Атака была отбита, но Александр Клеймюк во время боя получил смертельное ранение.

«Извещаю вас с прискорбием о том, что ваш сын, Клеймюк Александр Николаевич, 18 января 1981 года, верный воинской присяге, погиб при
выполнении задания»
– это скупые строчки извещения, которое получили родители Саши. Похоронен он был с воинскими почестями в поселке Кетский. В селе бережно сохраняется память о воине-интернационалисте. Одну из улиц села назвали его именем. По инициативе воинов-афганцев на школьной территории был поставлен памятник.

ТРУШИН Юрий Алексеевич

Юрий Алексеевич Трушин
Юрий Алексеевич Трушин

Родился 7 апреля 1962 года, погиб 10 февраля 1982 года. Посмертно награжден
орденом Красной Звезды. Похоронен на Ново-Западном кладбище в Пензе.

Среди разнообразной бронетехники в Афганистане самыми массовыми были
угловатые зеленые коробки на восьми колесах, с маленькими круглыми башенками – бронетранспортеры БТР-70. У этой боевой машины была
особенность – две двигательные установки. Такая спарка считалась более надежной, позволяя при отказе или попадании в один из моторов вытянуть машину на оставшемся.

Оценить эту особенность «семидесятки» водителю бронемашины Юрию Трушину за время службы в Афганистане пришлось не раз. Вообще-то он и не думал становиться шофером.

Родившись и проведя детство в поселке Бузан в Красноярском крае, школу Юра
оканчивал в Пензе, куда переехали его родители. Потом пошел работать слесарем в производственное объединение «Электромеханика». Институты и техникумы его не привлекали, да и не было смысла туда соваться со своим троечным аттестатом. Опять же, его зарплата будет не лишней – хватит матери в
одиночку семью тянуть!

Вот Юрий и решил до армии поработать, отслужить, а там видно будет, чем дальше заняться. Но в военкомате его направили на учебу в автошколу ДОСААФ. И когда 8 мая 1980 года Трушин пришел на сборный пункт «с вещами», во внутреннем кармане его потертого пиджака лежали корочки водительского удостоверения категории «С», дававшего право на управление грузовым автотранспортом.

В армии он прошел краткие учебные курсы и стал водителем БТР. В июле 1980
года рядовой Трушин вместе с командой новобранцев начал свою службу в составе 108-й мотострелковой дивизии, располагавшейся в Кабуле.

Под контроль 108-й дивизии была передана стратегически важная дорога между Кабулом и Баграмом. Юрий Трушин на этой трассе часто сопровождал автоколонны, участвовал в зачистках окрестных кишлаков. Стычки с бандами душманов, минировавшими полотно или устраивавшими засады, были
постоянными.

Каждую свободную минуту Трушин проводил со своим железным конем – что-то подкручивая, заменяя, разбирая, смазывая. Ребята с заставы не упускали случая подшутить над его стараниями и заботливостью о бронированной коробке. Но не зло: она их самих уже не раз выручала в бою.

10 февраля 1982 года начальник заставы принял тревожное сообщение по рации: недалеко от соседней заставы попала в засаду грузовая колонна из Кабула, двигавшаяся к Баграму. Тотчас тревожная группа на двух бэтээрах
помчалась в сторону доносившихся звуков ожесточенного боя.

Трушин вёл головной транспортер, цепко держась за баранку, внимательно
всматриваясь в серое полотно дороги. Справа просматривалась низина с клетками убранных полей.

Дорога сделала очередной поворот, и Трушин увидел впереди горящий уткнувшийся в обочину КамАЗ. Справа вдоль откоса лежали солдаты
и стреляли по «зелёнке». Над головой Юрия загрохотали башенные пулеметы. А через несколько секунд в ответ по броне звонко протарабанила автоматная очередь.

Выполняя команду старшего экипажа, Трушин притормозил БТР. Стрелки проворно выскочили наружу через откинутый боковой люк и рассыпались вдоль откоса, с ходу включившись в бой.

Юрий нажал педаль газа и броском, ловко сманеврировав, проскочил вперед, встав за горевшим КамАЗом. Левый боковой люк снова открыли и стали затаскивать внутрь раненых бойцов.

По корпусу саданули с железным скрежетом две бронебойные пули, прошили
сталь, срикошетили внутри транспортера. Спустя несколько секунд словно кувалдой треснули сзади, корпус содрогнулся, и гул движков мгновенно смолк.
– Юрок, похоже, движки накрылись! – крикнул сержант.
– Сейчас гляну! – откликнулся Трушин. Проворно выбрался из водительского сиденья, осторожно перебрался через раненых к боковому люку, вылез наружу и, пригибаясь, обежал корму бэтээра. Правый движок внешне вроде цел, а у левого смяты жалюзи заслонки, в них рваная дыра, из которой идет сизый дымок.

Юрий только развернулся, чтобы вернуться к люку и попытаться запустить второй движок, как по броне звонко хлестнула автоматная очередь, ожгла бок и левое бедро. Он охнул, схватился рукой за ногу и, хромая, всё же добрел до люка, сдерживая стон, забрался внутрь, доковылял до места водителя.
Сержант наклонился к нему, с тревогой спросил:
– Юрок, тебя ранили? Давай сяду за руль!
– Я сам, – прохрипел Трушин. – Один движок накрылся, попробую второй завести.

На ощупь достал из сумки нужные ключи, проковылял в корму корпуса, так же на ощупь отсоединил муфту левого движка, вернулся к сиденью водителя, попробовал стартер. Сухо щелкнуло реле, взвыл электродвигатель, чихнув, загудел двигатель.
– Доедем? – спросил сержант.
– Доползём! – буркнул Трушин, сдавая назад и разворачивая транспортер.
Надрывно воя оставшимся двигателем, машина выбралась из-за КамАЗа. Тотчас
по корпусу злобно застучали пули, но БТР уже набирал скорость, уходя из зоны прямых попаданий.

Кусая губы от боли, стараясь не стонать и не потерять сознания, Трушин откинул
защитную лобовую плиту. В лицо ударила волна свежего прохладного воздуха, на какое-то время прояснила сознание и зрение. Он продолжал гнать машину, с тревогой прислушиваясь к работе двигателя: только бы не заглох...

Он всё же довел БТР до заставы, въехав под защиту каменных стен. Подождал,
когда вытащат всех раненых, потом полез сам к люку, уже смутно осознавая происходившее вокруг. До дверей медпункта его несли на руках. Фельдшер сделал обезболивающий укол, начал ставить зажимы и накладывать повязку на раны. Но было уже поздно. Юрий потерял слишком много крови...

КАЗАКОВ Сергей Николаевич

Сергей Николаевич Казаков
Сергей Николаевич Казаков

Родился 26 марта 1966 года, погиб 13 марта 1985 года. Посмертно награжден
орденом Красной Звезды. Похоронен в поселке Усть-Кемь Енисейского района.

В марте 1966 года в семье Казаковых родился сын. Его назвали Сергеем. Вскоре семья из Абанского района переехала в поселок Усть-Кемь. Здесь Сергей закончил школу и пошел работать на лесозаготовительный пункт. Здесь же работали и его родители.

В мае 1984 года ему пришла повестка о призыве в Вооруженные силы СССР.
Сергей Казаков был очень ответственным и сообразительным парнем. Вероятно, поэтому его записали в подразделение КГБ СССР. Так, в
должности водителя-электрика 311 отдельного линейно-станционного
правительственной батальона связи, Сергей оказался в Кабуле. Часть была небольшой, всего 48 человек, но задачи она выполняла очень ответственные.

Необходимо было командование 40-й армии обеспечивать надежной защищенной связью с руководством страны. В боевых операциях Сергей Казаков и его сослуживцы участвовали не часто, но были всегда в боевой готовности – диверсий со стороны мятежников можно было ждать в любое время.

Погиб Сергей Казаков в результате несчастного случая при выполнении служебного задания. Скончался от ран в госпитале.

Подготовила
Мария НИКИТИНА.

Статья из архива газеты "Красное знамя" от 16 февраля 2024 г.