1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 29. "Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
Во все времена за слова карали сильнее, чем за бытовые преступления. Вору отрубят руку, убийцу посадят в тюрьму, а вольнодумцы и еретики сразу расставались с жизнью. Самыми запретными всегда были две темы: религия и политика.
Свобода слова – эксклюзивная новинка в человеческой истории, зародившаяся в ряде развитых стран после эпохи просвещения около двухсот лет назад.
Сожжение книг и их авторов на протяжении сотен лет было самым эффективным способом борьбы с инакомыслием и сохранением традиционного уклада власти. Что человек должен читать, слушать и во что верить, сам человек не решал практически никогда. За него это делали правящий монарх и церковь.
На сегодняшний день, более чем в 15 странах цензура запрещена на законодательном уровне. Этот список пополняет и Россия, хотя отголоски советского времени ещё долго ощущались в давлении на средства массовой информации, какое-то время, у правительства действительно получалось соблюдать конституцию новой страны. Творческих людей и деятелей искусства практически не подвергали остракизму.
Но наступил 2024 год. И правительство РФ формирует - экспертный центр для оценки печатных и электронных книжных изданий. Что это за новый рычаг влияния на книжную индустрию? А самое главное, нарушает ли его существование действующую конституцию страны?
Давайте анализировать.
С текущего года в России начинает свою деятельность - экспертный центр для оценки печатных и электронных книжных изданий, который определяет, соответствуют ли изданные книги законодательству. Организация, созданная на базе уже действующего «Российского Книжного Союза». В чём же заключается его «экспертность»? И как орган будет осуществлять свою деятельность?
Задача экспертного центра проста – проверять готовящиеся к изданию книги, на предмет нарушения законов РФ. Как гласит официальная версия. Какого-то конкретного регламента или устава, по которому комиссия будет осуществлять свою деятельность, пока нет, во всяком случаи, в открытом доступе. Из чего складывается впечатление, что комиссии был дан полный «карт-бланш» на интерпретацию материала.
Зато стал известен состав литературных «экспертов» центра. В его состав вошли:
- Представители Роскомнадзора
- Русской православной церкви
- Российского военно-исторического общества
- Духовного управления мусульман России
- Федерации еврейских общин России
Центр будет оценивать печатные и электронные книжные издания, за исключением учебных, нормативных и официальных. Заключение экспертов носит рекомендательный характер, окончательное решение о судьбе книг, в которых обнаружат нарушения, будет принимать издатель.
Что же такого страшного может быть от простых рекомендаций настоящих «экспертов» литературы? Никто же не запрещает издателям, как и раньше выпускать книги! Ничего же не изменилось?
А изменилось то, что теперь Вы, да именно конкретно Вы, уже не решаете, что вам читать. За вас это сделают церковь и правительство.
Давайте рассмотрим старую схему взаимоотношений писателя и издателя.
Писатель Н, только что закончил свой новый роман. Он отправляет рукопись своему издателю. Главный редактор читает рукопись и сразу решает её издать, поскольку с Н уже давно сотрудничает, и читатель любит его книги. Далее идёт редактура, контракт, вёрстка, тираж и книга в руках читателя.
Конец.
Как это будет происходить теперь.
Писатель Н отправляет рукопись издателю. Издатель давно ждал её и намерен срочно напечатать. Но перед изданием он обязан заявить о намерении издать книгу в «Экспертный центр». Рукопись читают: мусульмане, евреи, христиане, военные историки и сотрудники Роскомнадзора. И дают свою рекомендацию: «издавать» или «не издавать». А если издатель всё же решит «рекомендации» не последовать, то сразу сообщают об опасной книге в прокуратуру.
Законно ли это?
Юридически, да.
Ни одну статью, по крайней мере, на первый взгляд, данный подход к книгоизданию не нарушает. Однако, механизм принятия таких решений полностью неправовой. Это прямое давление и запугивание. Если на организацию подали в суд, она может подать апелляцию. А если на неё просто давит церковь, что в случае неподчинения в двери постучится прокуратура и прочие всевозможные инстанции, куда писать апелляцию? Такая практика широко применялась в 90е, в народе её называли – рекет.
Уже сейчас можно уверенно делать прогноз на ближайшие 5-10 лет – «Экспертный центр» будет расширяться, обрастать ведомствами и превращаться в усовершенствованный аналог Главлита - органа государственного управления СССР, осуществлявший цензуру печатных произведений. Ныне запрещённую конституцией Российской Федерации.
Многие считают, что с приходом демократии цензура осталась в прошлом. Власть народа сама по себе пресекает возможность её возникновение, поскольку мнение большинства весомей. Но забавно то, что одно из первых упоминаний о цензуре мы черпаем как раз из античных времён.
На главной площади, Агоре, собрались граждане, ожидавшие решения великого суда. Седовласый старец, облачённый в простую хламиду, предстал перед судьями, окружённый толпой афинян. Его взор был осенён смирением, но речи оставались непреклонны. Никто не рыдал за его спиной, ни сын, ни дочь, ни верная супруга, кои по традиции должны были на коленях молить о милости. Привыкший вести беседы с народом на улицах полиса, старец, теперь должен был защитить себя перед учёными мужами, представшими в белых хитонах.
Это суд над Сократом – самый известный пример цензуры античных времён. Пять сотен афинских присяжных приговаривают философа к смерти. Его преступление – вольнодумство. Философа обвиняли в непочтении к богам, кощунстве над святынями, но главным, было обвинение в развращении умов юношей...
Сократ проповедовал свободу воли. Самопознание и изучение окружающего мира. Истинное знание приходит только через диалог и самоанализ.
А зачем эти мысли нужны юному солдату? Солдат должен быть уверен, что главная его обязанность — повиноваться своим командирам, честно служить Отечеству, Сократ поставлял Афинам молодых людей, умеющих сомневаться. «Подвергай все сомнению» — вот главный жизненный принцип философа. Соответственно, что можно ждать от бойца, который размышляет, рассуждает о свободе воли, о своем положении и так далее.
Суд предложил философу изгнание или смерть. Сократ выбрал второе.
Блокировка Ютуб в России. Как теперь смотреть видео?