Найти в Дзене

Моя немецкая овчарка.

Между прочим, я долгое время относилась к немецким овчаркам, как говорится, "примерно никак".

Мне нравились доги, доберманы и многие разновидности овчарок, от корги до восточника. Но не немцы.

Я вообще не планировала заводить немецкую овчарку, ни шоу, ни из рабочего разведения.

Как случилась в моей жизни эта порода - рассказывать не буду, предыстория была драматичной.

Однажды мы всë ж поехали смотреть щенков, имея некоторые пожелания. В идеале хотелось чёрного кобеля, любознательного и активного. Правда, ещë в дороге я обмолвилась мужу, что может случиться всякое, любовь нечаянно нагрянет и всё такое.

До этого нам присылали фото. Да только что можно понять, в этих комочках?

Одна из двух красных ленточек
Одна из двух красных ленточек

Первое, что мы узнали по приезду - черныши уже все забронированы. А свободный кобель остался один - толстенький вальяжный зонарник, с партийной кличкой Коба.

Девчачий хоровод рассыпался вокруг нас, устроив суматоху. И только одна щенуха, похожая на Кобу как две капли воды, не лезла по головам. Она вообще подошла первая, понюхала нас и с видом "не интересно" ушла, чтобы неподалёку заниматься своими делами. Когда мы брали еë в руки - смотрела в глаза с нордическим спокойствием. Лапы оставались мягкими, но не вялыми.

Полкилошка - так именовалась щенуха по весу при рождении - в выводке во всëм была первой. Первая родилась, первая открыла глаза, на сутки опередив сиблингов, первая вылезла из щенячьего загончика и первая перешагнула порог дома. Но, как и Коба, с беленькими пятнышками, что у немцев в щенячестве считается допустимым, лишь бы исчезло при смене шерсти. В целом, вид у неë был ничем не примечательный.

Полкило быстро увеличились.
Полкило быстро увеличились.

Я понятия не имею, как мы выбрали еë. Через час после нашего отъезда, в вацап прилетело фото с комментарием: "Полкилошка, после вашего ухода, легла на скамеечку у выхода и сказала собирать вещи, потому, что она едет домой".

Готова к отбытию
Готова к отбытию

Собаке исполнилось два месяца, когда мы забрали еë.

Первые пятнадцать-двадцать минут в машине она... орала. Не ныла, а именно орала - пыталась рычать, лаять. По-щенячьи смешно и беспомощно. Сопротивлялась. Потом заснула у меня на руках. Да так крепко, что я даже испугалась, всë ли в порядке. Спала почти час (дорога длилась четыре часа). А когда проснулась - словно переродилась. Никакого ора и сопротивления.

Чего мы от неë не видели:

- нытья и скулежа, ни днем ни ночью.

- навязчивого стремления быть рядом - еë вполне устраивал коврик в нашей спальне.

- поджатого хвоста

- убегалова от новых гостей

- но и ажиотажа от новых гостей тоже не было.

Собака всегда стремилась распознать, с чем (с кем) имеет дело, а потом быстро теряла интерес.

Что она показала сразу:

- инициативность в освоении дома (лестница на второй этаж была освоена за пару дней вверх и вниз - на третий день). Поворотная площадка сразу стала еë "местом силы" и остаëтся по сей день.

Место силы
Место силы

Улицу тоже осваивала активно, гулять мы начали сразу, не дожидаясь второй вакцинации.

- нелюбовь к собачьим тусовкам. Игры были, но непродолжительные. И если кто-то входил в состояние перевозбуждения, Арья тут же выходила из игры. Нетерпимость к ажиотациям осталась с ней навсегда.

- быстрое освоение правил и неприятие к их нарушениям.

Щенячья порча вещей была, но ограниченная. Хотя носки мы убирать научились так, чтобы не достать.

Что нам говорили о собаке:

- ей нужна твердая рука, это первая группа, им нельзя давать воли

- надо наказывать

- распустите собаку - проблем не оберëтесь.

Проблемы заказыаали?
Проблемы заказыаали?

Тогда я не была ещë зоопсихологом и наделала ошибок:

- в три с половиной месяца пошла с ней на дресс площадку. Сейчас я не спешила бы. Просто больше гуляла бы с ней в разных местах и занималась упражнениями и играми.

- я позволила случиться еë единственному страху - не остановила подростка ирландского волкодава, который бесцеремонно подошёл и навис над моей замершей щенухой.

- чувствовала себя виноватой потому, что щенуха прекрасно работала на краю площадки, но когда дресс требовала переместиться ближе к основной группе - работа заканчивалась и начинались попытки разогнать всех вокруг себя.

- позволила дрессировщице взять собаку за поводок и отходить в сторону от меня. Чтобы, мол, собака сильнее стремилась ко мне. Она стремилась, да. Два раза. И сделала свои выводы. На третий раз пятимесячная Арья молча пошла зубами в протянутую руку. Прозвучало "удавка" и "хлебнëте".

Мы ушли. Прошли кучу кинологов, включая породников с репутацией и прекрасными отзывами. Собака взрослела, была абсолютно вменяема в кругу семьи, но становилась всë хуже, при встрече с чужаками любого биологического вида.

А потом напала на Жулю

Это был переломный момент.

Я не верю в насилие, как метод воспитания. У меня два парня, ответственных, самостоятельных, жизнеспособных, человечных - выросли без углов, ремней и морального подавления. Чего я не знаю про собак, что так получилось именно с этой?

Я нашла зоопсихолога и мне откликнулось то, о чëм она говорит. Но остался момент недосказанности и желание с ним разобраться. И ещë, ощущение масштабности того, что осталось за рамками разговора.

Я узнала, где училась наша консультант, нашла Лидию и записалась на ближайшую учëбу.

И тут случилась беда.

Микроинсульт с локализацей в глазу. Кровоизлияние, тяжёлый отëк, почти полная слепота (0,05% зрения, только свет и тень). Гекалитры сосудистых препаратов в вену, гепарин в живот, уколы под глазное яблоко, диуретики, пиявки - всë амбулаторно, с ежедневными поездками на целый день в областной центр.

Собака начала неистово жрать моë нижнее бельë, впитавшее изменившиеся запахи. Они изменились, знаю точно, по тому, как изменились мои вкусовые ощущения. Немке было откровенно плохо, это было страдание, выраженное в поведении - она психовала, искала мои вещи и уничтожала их. Наверное, считала, что они повинны в моей "поломке" и длительных отъездах. В тот период, к тому же, у меня не было ни сил, ни времени как-то с ней заниматься, даже санитарные прогулки ограничились двором.

Учеба началась практически сразу после лечения. Собака успокоилась, как только я перестала уезжать и вернулся мой обычный запах. В доме стали расти нагромождения книг по этологии, психологии, физиологии. Признаюсь, их стало так много, что читаю до сих пор.

Так мне открылась моя собака: доверчивая, нежная, послушная, готовая на всë - со своими хозяевами. Недоверчивая и суровая - с чужаками. Но, научившаяся быть адекватной, с учëтом обстоятельств.

Обращающаяся ко мне в затруднении. Доверяющая, старательная. Очень аккуратная в силовых играх. Очень внимательная к нашему с мужем состоянию.

"Это нормально? "
"Это нормально? "

Помнящая младшего сына, приезжающего два раза в году - она несëтся ко мне сообщать, ещë когда он только идëт по нашей улице. Для этой встречи у неë есть свои сигналы.

Единственное, чего мы ещë не добились - примирения с Жулей. Потому, что Жуля - сложная собака, с привычками, нажитыми на улице и тормозит процесс очень сильно. Но мы движемся в этом направлении, маленькими шажочками, очень аккуратно.

Моя немка - не плод нереалистичных ожиданий и мифов о том, какой должна быть собака. Она - немецкая овчарка, словно списанная с книги фон Штейфаница о породе.

Я всю жизнь с собаками. Но такой глубокой и доверяющей привязанности - не чувствовала никогда.

Сейчас я думаю о породе так. Немцы не рождаются со знанием команд и правил жизни в обществе, но у них есть очень мощная потребность в партнёрстве со своим человеком. С ними легко ошибиться и потом долго разгребать результаты. Но они способны меняться, особенно, если развивать их адаптивность. Я не посоветую немецкую овчарку тому, у кого голова полна предрассудков и альфаческих устремлений, а также плохо с эмпатией. Это собака-зеркало. С чем к ней придëте - то и получите в ответ.

Друзья, мне очень нравится говорить с вами о собаках. Но, в последнее время, из-за смены алгоритма, это становится затруднительным, так как жизнь требует задумываться о хлебе насущном. После болезни я утратила возможность зарабатывать прежним способом. А финансовая подушка исчерпалась за время реабилитации. Буду благодарна за поддержку и оценку моего авторского труда, в виде любых посильных перечислений.

2200 1529 7524 5898 Альфа-банк.