Поскольку мы исследуем смысловой вклад букв и слогов в значение слова, и образ ЛЯ уже показал свою суть, как "строгий смотрящий за целесообразностью использования отдельной части ресурса"...
...то вполне ожидаемо, что этот "оценивающий глазами хозяина" смысл ЛЯ передаётся тем словам, которые содержат и буквосочетание ЛЯД.
Есть несколько таких слов. Они относительно простые:
ЛЯД, ЛЯДа, ЛЯДо, ЛЯДь, ЛЯДина,
и глаголы на их основе:
ЛЯДеть, оЛЯДенеть и др.
Остаётся задать вопрос:
Какой смысл несёт буквосочетание ЛЯД? Правда ли, что хорошее дело ЛЯДом не назовут?
Вот это нам и предстоит выяснить. Берём в руки словари, например, словарь Даля и поехали!
- ЛЯ́Да, ЛЯДа́, ЛЯДи́на (зап. сев.), ЛЯ́До (вор. курск.), ЛЯШи́на (влад.) - это местность невысокого качества, малопригодная для хозяйственного использования:
- пустошь, заросль, покинутая и заросшая лесом земля, запущенные заросли; ||
- чащоба, починок, посека, кулига, валки́, пожо́г, лесной перелог; ||
- лесок по болоту, березнячок, с хвойным подсадом, т. е. мешаный; вообще: ||
- низкая, мокрая и плохая почва;
- мочижина с мелким леском;
- лига, болото с яминами, лыва, постоянная лужа, поло́й.
Пример: Скот в ЛЯДинке ходит в зарослях, чистить ЛЯДы (заросшие территории)
- ЛЯДеть, ЛЯДинеть, оЛЯДене́ть, оЛЯДе́ть, заЛЯДеть - говорится о запущенной земле: дернеть, порастать сорною травою, зарослями, молодым лесом (что нельзя ни косить, ни пахать), одичать, глохнуть.
Пример: оЛЯДенелые по́жни (запущенные)
- ЛЯДинник (пск. твер.) - мелкий берёзовый лес
Именно берёзовый лес и разрастается быстрее остальных на брошенных, запущенных землях, пожарищах, способствуя дальнейшему их оЛЯДению.
Наверно, все читающие знают русскую народную песню "Во поле берёза стояла". И многие задавались вопросом, что значит "некому берёзку заломати". А также - зачем её вообще заламывать, если нужно-то всего лишь "три пруточка" для трёх гудочков.
Официальные трактовки песни отсылают нас к русским обрядам и обычаям.
Однако, по мнению "Археологии смысла", начало песни по-своему обыгрывает сложившуюся ситуацию, когда по какой-то причине стало некому приводить в порядок запущенную, потихоньку ЛЯДеющую землю, на которой уже выросла первая берёза. Деревенские понимают, что если вовремя не заломать такую берёзу, то она даст семена и быстро превратит всё пространство вокруг себя в молодую берёзовую рощу - ЛЯДинник.
Примечательно, что песня поётся от лица женщины и содержит обращение к старому мужу. То есть, в песне, однозначно, присутствует недетская двусмысленность.
Но в любом смысле - идёт ли речь про запустение поля, которое ещё могло бы дать урожай, или про "запустение в отношениях" - общий фоновый посыл "из глубины веков" такой, что:
Процессы нужно контролировать!
Иначе это принесёт с собой неприятные последствия (см. финал песни).
Продолжаем тему образа ЛЯД:
- заЛЯДеть (твер. вологод.) - о человеке: захрять, захилеть, захиреть, захворать, стать негодным для работы.
- ЛЯДине́ть или ЛЯДе́ть (новг., костр., тамб.) - хилеть, худать, сохнуть, изнывать;
- заЛЯДащеть (южн., зап.) - сделаться ЛЯДащим, плохим, негодным
- ЛЯДящий, ЛЯДащий и ЛЕДащий (южн., зап., пск., твер.) - плохой, дрянной, хилый, тощий, слабосильный, исхудалый, тщедушный, невзрачный; распутный, негодный;
- ЛЯДа (об.) - лентяй, ленивец, лежебок, тунеяд, бесполезный человек;
- ЛЯД, ЛЯДы́ (яросл.) - хлысты (то есть, подворные шатуны, нищие от тунеядства), а также, скопцы;
- ЛЯДь - тунеяд; всё негодное и недоброе, дух пакостей, нечистый, чёрт;
- ЛЯД - нечистый, чёрт, леший.
Примеры:
- Ну её к ЛЯДу, собаку эту, она зря мечется на человека!
- На кой ЛЯД ты это сделал?
Владимир Иваночич Даль в своей статье про понятие "ЛЯДА" приводит ещё и термины ЛЯШина и ЛЯШить. Я тоже приведу их здесь, но со своими целями:
- ЛЯШина (пск., твер.) - краденая вещь. ЛЯШить - красть, воровать
- ЛЯШить (пск. твер.) - рыться, искать повсюду.
Пример: Он давно-кось корову купить ЛЯШит.
____________________
А теперь настало время разобраться с образом ЛЯД.
Приведённых примеров достаточно, чтобы увидеть, что:
Образ ЛЯД - действительно, может кодировать нечто "отдельно-обособленное" и "оставленное в покое" (запущенное).
Эти значения и являются первоисточником вторичных негативных смыслов (дрянное, негодное и т.д.)
Но всегда ли ЛЯД - это "нечто плохое"? Или это всего лишь частный случай более общей закономерности?
В ряду слов с буквосочетанием ЛЯД есть и такое понятие, как:
- ЛЯ́Да (южн.) - ставень, дверка, лаз в подполье, западня, люк.
Вполне нейтральное, верно?
Нейтральность слова - это сигнал, что здесь можно найти ИСТИННЫЙ смысл образов букв и слогов.
Если соединить вместе:
- образ Л, кодирующий не только ресурс/энергию/силу, но и значение поверхности, которое здесь выходит на первый план,
- образ Я - означающий отдельную, или выделенную систему, как часть Целого (мнимо выделенную, так как на высочайшем уровне всё Едино, а потому - действует встроенный механизм получения поддержки в виде обозначения ориентиров - оценки факта отделения),
- образ Д (или ДА) - позволение, действие, результат,
то, можно получить такую расшифровку:
Образы ЛЯДа, ЛЯД:
ЛЯ - некая выделенная часть ПОВЕРХНОСТИ/ресурса/энергии, плюс ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ такого выделения (в виде нейтрального или неодобрительного оттенка смысла)
Д/ДА - позволение совершения действий/бездействия и закономерный результат
Нетрудно заметить, что под эту расшифровку прекрасно подходят как люк, дверка, ставень на окне (выделенные части поверхности некого Целого, которые позволяют совершать некие действия), так и пустеющая земля, негодный или хилый человек.
Почему?
Потому, что образ ЛЯ, содержит образ Я, который используется в ВЫСОКОМ и НИЗКОМ понимании:
- Образ Я (Ятие, отделение) на ВЫСОКОМ уровне смысла: Отделённая часть (Я) продолжает оставаться (считаться) частью Целого.
Пример: отдельная ставня (ЛЯда) продолжает оставаться частью строения
- Образ Я (Ятие, отделение) на НИЗКОМ уровне смысла: Отдельная (или обособленная) часть сталкивается со всеми возможными последствиями такой обособленности и может означать проседание в силах, возможностях, здоровье, или "не то направление" приложения сил, что сказывается не только на внешнем виде или моральных качествах человека, но и в целом на его "геостратегических планах". Но возможность обратной связи, подсказок для того, кто способен к осознанию - остаётся.
Пример: ставня (ЛЯДа) функционирует отдельно от строения, и её может перекосить, заклинить, чего не случилось бы, если бы она была жёстко закреплена, приколочена. Но именно эта ОТДЕЛЬНОСТЬ одной части позволяет ряд возможностей с участием всего Целого.
А иногда, в силу "отделения от Целого", становится буквально "не до того", чтобы заниматься собой, землёй. И это вынуждает НЕ создавать новые ресурсы загодя, а искать, где бы их "ЛЯШить" - взять, купить или вовсе "украсть".
Образ ЛЯШ:
ЛЯ - некая выделенная часть ПОВЕРХНОСТИ/ресурса/энергии, плюс ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ такого выделения (в виде нейтрального или неодобрительного оттенка смысла)
Ш - пошаговая стратегия, постепенное, незаметное доведение до результата
Отдельное удовольствие и мысли "на подумать" можно получить, расшифровав слово ЛЯД в ключе образа Я:
- ЛЯД (чёрт, нечистая сила) - как некий элемент, оторванный от исходной Полноты Целого (от Бога? от Создателя?) и дальнейшее совершение этим элементом действий, исходя из уменьшенных возможностей, по сравнению с исходной Полнотой Целого (и который при этом, вообще-то, находится "под контролем" этого Целого).
Нужно подчеркнуть, что "элемент" этот, согласно ВЫСОКОМУ уровню смысла образа Я - "мнимо оторванный". То есть, вроде "отдельный" и даже изгоняемый, но продолжающий входить в состав Целого на высочайшем уровне понимания природы Мира.
По-моему - это самое точное определение сути ЛЯДа, если под этим словом подразумевать "падшего ангела".
Абсолютно "в тему" здесь будет фразеологизм, обращённый к накосячившему товарищу:
- "На кой ЛЯД... ты это сделал?"
Что в общем-то означает оценку целевого использования ресурса:
"Ну ЗАЧЕМ... ?
А точнее:
"Какое "проседание ресурса" у тебя случилось, что ты ТАК поступил?"
Подозреваю, что и слово ЛЯХ - означало когда-то горькую констатацию...
ЛЯ - отделения некоторой части некогда единого народа
Х - масштабного и безвозвратного (отделения)
Обидным это слово могло стать в связи с особой оценивающей ролью образа ЛЯ, которая придаёт неодобрительный оттенок смыслу слова, если такое отделение ресурса оказывается "напрасным, нецелевым".
Однако не всегда ЛЯД означает "нечто негативное" или "неприятные последствия обособленности с последующей деградацией "отщепенца".
Низкие значения образов - обслуживают лишь временные тяготы материальной жизни. Их следует учитывать, но нельзя ориентироваться на них, как на итоговые значения, потому что они дают искажение смысла в приложении к нейтральным понятиям.
В образах букв следует искать исходный ВЫСОКИЙ НЕЙТРАЛЬНЫЙ вневременной смысл - он и даёт возможность отыскать ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ начало в словах с одинаковыми образами букв и слогов.
Образ ЛЯД и подсечно-огневое земледелие (ЛЯДинное хозяйство).
Понятие "ЛЯДинного хозяйства" использовалось в традиционной культуре народов европейского северо-востока (например, в Новгородской губернии), а также во внутренних центральных губерниях России (например, Псковской, Витебской, Смоленской, вплоть до XIX века.
Выбирался участок леса под выжиг (ЛЯДО, ЛЯДА, ЛЯДИНА), соответствующий требованиям будущего земледелия. У деревьев подрезалась (подсекалась) кора, и участок оставлялся на несколько лет для высыхания деревьев. Если деревья срубались, то высыхание шло быстрее.
Вот вам и целевое использование понятия ЛЯД - "обособление ресурса/поверхности с позволением, допущением некой деятельности или бездействия".
Далее, деревья подходящие для строительства, освобождали от сучьев и вывозили. Остальное - мелкие деревья, кустарник, траву - выжигали, и в первый год сеяли прямо по пожогу. Часто без обработки земли или с минимальной обработкой мотыгами. Сорняков при таком способе в первый год не было, лишь иногда удаляли прорастающие корневые поросли.
Сеяли на одном месте до 7 лет, затем участок могли использовать под покос или пастбище - ещё лет 10. Затем ЛЯДО запускалось (оставлялось) и через 25-40 лет было готово к повторному использованию для организации подсеки.
И в этом снова виден нейтральный образ ЛЯД - всё та же обособленная часть ресурса/поверхности, на которой теперь позволено бездействие и "пускание на самотёк" (под контролем).
Теперь, при полном понимании всего процесса, всего цикла и оценивающе-контролирующей роли образа ЛЯ - вопросы к образу ЛЯД (ХОРОШО это или не очень) - отпадают, а в словах с образом ЛЯД - можно увидеть нейтральный смысл.
И если теперь вернуться к началу статьи и новым взглядом, с более высокой смысловой позиции посмотреть на термины с образом ЛЯД, то мы увидим НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, чем видели в самом начале.
Подведём итоги.
Образ ЛЯД - великий и... пристрастный!
Вспомним, что в слове ЛЯДА, как ставень или люк, образ ЛЯ обозначал выделенную часть поверхности для действий с ней.
А в ЛЯДИнном хозяйстве - ЛЯДО, ЛЯДА, ЛЯДина - это хозяйственная территория.
Оба этих случая подразумевают определённую ПОЛЬЗУ, а посему данные слова с образом ЛЯД имеют нейтральное значение.
Это неспроста.
Образ ЛЯ здесь "остаётся ДОВОЛЕН" ЦЕЛЕВЫМ использованием ресурса/поверхности (Л) - что заметно по НЕЙТРАЛЬНОСТИ смысла слов.
В свою очередь, ЛЯД, ЛЯДА, ЛЯДЬ и все возможные производные формы - существительные, прилагательные, глаголы - ВСЁ ТО, что обозначает ПОНИЖЕНИЕ КАЧЕСТВА выделенной части ресурса в ходе действий или бездействий с ней - вот ЭТО образ ЛЯ НЕ одобряет!
Ведь это нецелевое использование ресурса или поверхности!
В таком случае слово приобретает негативную коннотацию (оттенок смысла).
Напомним, что:
ЛЯ - выделение части ресурса или поверхности и ОЦЕНКА этого действия
Д - позволение, допущение, действие, результат
Как правило, в большинстве слов с образом ЛЯД - некая отдельная часть ресурса/поверхности (ЛЯ) "пущена на самотёк", поскольку образ Д - это разрешение, допущение любого варианта развития событий, любые действия (и бездействия) и результаты этих действий (или бездействия).
Эта "обособленность" и "запущенность" и являются ОСНОВОЙ негативных слов с образом ЛЯД (плохой, хилый, тощий, захудалый, невзрачный и т.д.)
Но "самотёк" этот мнимый, потому что всё, что касается образа ЛЯ - контролируется им же! А потому на результат нужно смотреть не в моменте, а "вдолгую". Если на ЛЯДащее, ЛЯДное обратить внимание и привести это в порядок - оно станет ЛАДным.
Ещё можно увидеть, что такое происходит не только с образом ЛЯД, но и с образом ЛЯШ. То есть, в основе нейтральности или негативности смысла - всё та же контролирующая функция образа ЛЯ:
Мол, отчитайся, куда и на что ты отделяешь часть ресурса или поверхности! А я посмотрю, какой смысл выписать слову - негативный или нейтральный!
Вся эта кутерьма восходит к смыслу образа Я, который буквально "последняя, младшая буква в алфавите".
Вы всё ещё думаете, что некая отдельная система "Я" - нечто реально отдельное, отделённое от Целого?
Как бы не так! Отдельность Я - МНИМАЯ, а потому за понятиями, содержащими образ Я, всегда ведётся незримый "родительский контроль" на уровне одобрения/неодобрения. Ну, или, если хотите - на уровне "подсказок" в виде ощущений оттенков смысла.
На кой ЛЯД? - спрашивается.
Наверно, чтобы иметь возможности, то есть, ЛЯДУ (ставню, дверку, лаз).
Чтобы от состояния ЛЯД (окошко возможностей) можно было переходить к состоянию ЛАД - к желанной широте возможностей и к всересурсности Целого.