Кто хоть раз был в Азии, наверняка заметил, как много на дорогах электроскутеров и велосипедов. Ну а что такого? Транспорт этот прост, неприхотлив и позволяет быть мобильным. До наших широт электрическая двухколёсная техника тоже добралась — и начала постепенно набирать обороты. Одни видят в этом альтернативу передвижению на классическом автомобиле, что особенно актуально в городе, другие — развлечение, третьи — возможность улучшить логистику курьерских служб.
Прогресс на месте не стоит, и в Беларуси появляется всё больше новых экземпляров такого электрического транспорта. Но что реально интересного рынок предлагает нам сегодня? av.by сделал обзор и тест-драйв актуальных моделей китайских электровелосипедов и электроскутеров новой линейки бренда SmartBalance. Да-да, из нового «китая» у нас не только машины!
«Спрос на персональные виды транспорта с каждым годом лишь растёт»
Аргумент не в пользу такого индивидуального транспорта — погода не всегда благоволит поездкам. Но, как гласит шведская пословица, не бывает плохой погоды, бывает только плохая одежда. Впрочем, в день обзора нам повезло: на небе ни облачка! На парковке у парка Победы в Минске мы встречаемся с представителем компании, которая официально поставляет в нашу страну технику SmartBalance уже более двух лет. А вообще, продажей и обслуживанием электротранспорта занимается с 2014 года.
— Бренд SmartBalance вызвал у нас интерес неспроста. Это качественная, даже продвинутая техника, сделанная для людей. К слову, производство находится в Китае, а там, как известно, невероятно большие объёмы выпуска электротехники и она крайне популярна. Говоря о внутренних причинах, по которым мы решили ввозить индивидуальный электротранспорт, отмечу: думаю, многие жители города точно успели заметить, как последние четыре-пять лет на дорогах стало больше такой техники.
— Да, это целое движение и новая ветвь в рамках мобильности и передвижения людей. Спрос на персональные виды транспорта, по нашему опыту, с каждым годом лишь растёт. И если изначально в Беларуси такой формат транспорта предполагался больше для курьерских служб, то сегодня он популярен и среди жителей как крупных городов, так и сельской местности, где общественный транспорт нерегулярный или вообще отсутствует, — рассказывает нам представитель SmartBalance Роман.
Вообще, ассортимент моделей SmartBalance представлен довольно широко. По словам Романа, имеется много комплектаций с различными по степени мощности двигателями под запрос покупателей. Но сегодня у нас на обзоре несколько особенно примечательных из них — три электровелосипеда и два электроскутера. Начнём с первых!
«Даже базовый электровелосипед выдерживает до 130 кг нагрузки»
Электровелосипед SmartBalance Fiesta — это базовая модель в линейке такого формата. Роман знакомит нас с ним поближе:
— Он подходит для поездок не только в городе (по тротуарам или в 1,5 метра от края проезжей части при их отсутствии), но и на пересечённой местности, будь то грунтовка, мелкие камни, песок и прочее. Важно отметить, что здесь стандартные 20-дюймовые колёса, а шины камерного типа. Задний тормоз гидравлический, передний — механический барабанный.
— Сам по себе не совсем лёгкий — 38 кг. Конструкция сделана из стали, что даёт хорошую грузоподъёмность: велосипед выдерживает до 130 кг нагрузки. Комфортнее, конечно, передвигаться на нём одному, но и пассажира взять можно. Так как у этого электровелосипеда низкая посадка, то есть не нужно высоко поднимать ногу, чтобы присесть, эта модель пользуется спросом среди женщин и даже пожилых людей.
Как рассказывает Роман, для «Фиесты» доступно различное дополнительное оборудование. Например, вместо пассажирского сиденья можно установить ещё одну корзину для перевозки небольших грузов.
— У электровелосипеда достаточно мощный двигатель в виде мотор-колеса на 240 Вт и ёмкий аккумулятор — 15 А·ч. Он, к слову, находится под сиденьем и съёмный. Заряжается он от обычной розетки. Можно достать батарею, отнести домой и зарядить там либо сразу подключить к питанию без съёма. Для полной зарядки понадобится 8 часов.
— А на сколько заряда хватает?
— Говорить про паспортные данные будет не совсем корректно. Как правило, они указаны без учёта нагрузки или с учётом минимальной. Опираясь на опыт, скажу так: если человек весом 60 кг будет ехать по ровной дороге в смешанном режиме, нажимая на газ и немного прокручивая педали, выйдет запас хода в среднем 40—50 километров. Если ехать с постоянным использованием ручки газа, да ещё и в горку, заряд будет тратиться быстрее и среднее значение запаса хода окажется примерно 35 км.
Передвигаться можно в трёх режимах: скутер, ассистент и как на обычном — крутя педали
Перед тем как мы прокатимся на электровелосипеде SmartBalance Fiesta, Роман рассказывает, как устроено управление:
— Для начала необходимо подсоединить силовой кабель к батарее — так пойдёт питание. Далее электровелосипед нужно включить — повернуть ключ на аккумуляторе или, что удобнее, сделать это с помощью брелока. Он работает в радиусе 15 метров и позволяет также поставить велосипед на сигнализацию и найти его на парковке. Затем нам станет доступен бортовой компьютер, который показывает скорость, заряд аккумулятора, пробег за одну поездку и за всё время эксплуатации.
Несмотря на то, что электровелосипед не предназначен для дорог общего пользования, у него довольно продвинутая оптика: передняя фара, задний габаритный свет, даже поворотники имеются! Правда, только задние. Есть и средней громкости звуковой сигнал — полезная штука при езде где угодно.
— Доступны три режима скорости. По заводу скорость электровелосипеда — до 25 км/ч. Такое же ограничение действует у нас в городах для данной техники. При желании, если у покупателя имеется водительское категории А, АМ, В, мы можем снять это ограничение. Однако всё равно необходимо соблюдать ПДД.
На электровелосипеде можно передвигаться в трёх режимах. Во-первых, в режиме скутера — нажимаешь на газ, и велосипед поедет, даже если человек не крутит педали. Во-вторых, в режиме ассистента, когда человек крутит педали и велосипед дополнительно «помогает» ему. Это своего рода лайфхак, позволяющий преодолевать большие расстояния. В-третьих, в режиме обычного велосипеда — крути педали! То есть, если аккумулятор разрядился, можно спокойно продолжать движение.
После небольшого тест-драйва по парку можно сказать, что управление довольно простое. Сам велосипед действительно сначала кажется тяжёлым, но во время езды это не ощущается. Эмоции даже базовая модель дарит сполна — вроде вы и есть ограничение, но едешь и радуешься, как ребёнок от новой игрушки! Удобно то, что необязательно всё время ставить ноги на педали, есть место для них на раме.
Следующий в обзоре — электровелосипед SmartBalance Master.
— Во многом похож на «Фиесту», но, если сравнивать, он более доработанный. Конструкция здесь массивнее, соответственно грузоподъёмность выше — до 150 кг. Мотор занимает практически всю площадь заднего колеса, а значит, отдача будет немного дольше. Также из важных отличий — аккумулятор на 20 А·ч. Даже в режиме скутера на нём можно проезжать в среднем 50—60 км. Правда, время полной зарядки увеличилось до 10 часов.
— Тормозная система несколько другая. Передний и задний тормоза гидравлические, то есть тормозить он будет немного лучше, чем базовая модель. Передняя подвеска — мотовилка, задняя — сдвоенные амортизаторы, что ещё раз подтверждает: нагрузка может быть больше. Шины у «Мастера» бескамерные, как в автомобиле, и внедорожные. Поэтому можно и по лесу ехать в целом комфортно, — утверждает Роман.
Чего совсем не ожидаешь найти в электровелосипеде, так это функцию круиз-контроля. Да, и у «Фиесты», и у «Мастера» он имеется!
Признаться честно, SmartBalance Master кажется более громоздким по сравнению с моделью Fiesta. Но и весит на 5 кг больше. Зато едет гораздо мягче по тротуарной плитке.
До 9 скоростей! Чем ещё удивляет SmartBalance Hunter?
Однозначно выделяется на фоне своих собратьев электровелосипед SmartBalance Hunter, который отдалённо напоминает мотоцикл для офф-роуда. Тем не менее перед нами электрический фэтбайк — велосипед с толстыми колёсами, которые обеспечивают лучшую проходимость и дают большую мягкость езды. Шины здесь фирмы Kenda, они считаются довольно долговечными (если меньше ездить по асфальту).
— В нём те же 240 Вт мощности, правда, мотор редукторного типа — не создаёт сопротивление при свободном вращении педалей. Аккумулятор на 20 А·ч. В режиме ассистента пробег составит до 80 километров. Грузоподъёмность — 140 кг. Уже его внешний вид говорит о том, что он создан для чего-то большего — а именно езды по бездорожью. Там он себя будет чувствовать как рыба в воде. Вообще, китайские производители стараются делать какие-нибудь броские моменты, которые выделяют внешность транспорта. Например, здесь большая фара, задний фонарь, отражатели.
Роман делится: у «Хантера» массивная литая рама с цельной конструкцией. Сварные швы присутствуют только на руле мотоциклетного типа. Передняя вилка гидравлическая, и, в отличие от стандартных моделей, есть возможность её регулировки по жёсткости. Сзади — двухподвесной поперечный амортизатор.
Доступны также три режима езды. Трансмиссия механическая от бренда Shimano. Задняя кассета скоростей и передняя звезда нестандартного размера, а передаточные числа подобраны с умом.
— Бортовой компьютер «Хантера» заполучил больше функционала. Отображается информация о скорости, пробеге, заряде аккумулятора, а также режимах скоростей. Их по заводу здесь пять, но мы можем настроить электровелосипед так, чтобы скоростей было девять (в зависимости от того, кому и какая чувствительность понадобится). Также есть инженерное меню — можно посмотреть время в поездке, максимальную скорость за определённые периоды. Компьютер, кстати, программируется. Например, есть возможность поставить ПИН-код, чтобы никто посторонний не смог включить транспорт.
«Хантер» складной. Причём складывается не только рама, но и педали, а значит, его можно загрузить в машину. Роман говорит, что электровелосипед влезает в обычный хетчбэк.
— Аккумулятор находится в раме, и он дополнительно защищён от влаги. Чтобы его снять, электровелосипед необходимо сложить. Честно говоря, это небольшая недоработка, так как одному это делать не очень удобно.
А теперь о впечатлениях. «Хантер» кажется куда более комфортным — как минимум благодаря широкому сиденью, которое регулируется по вылету и подходит для человека ростом до 190 см. За счёт большего диаметра колёс накат куда лучше. Ну и ощущаешь себя на нём увереннее, что ли! Возможно, это связано с массивной рамой.
Обзор электроскутеров. Разгон до 75 км/ч! А категория нужна?
Помимо электровелосипедов, бренд SmartBalance предлагает и различные электроскутеры. Подразумевается, что передвигаться на них можно с комфортом вдвоём. И вот почему.
— Начнём с модели SmartBalance Sport Plus. Она относится к классу «СитиКоко», то есть к мягким и плавным электроскутерам. Здесь длинная база, рама выполнена из стали. Полная нагрузка — 200 кг. Мотор мощностью 2 000 Вт, аккумулятор на 20 А·ч защищён металлическим кейсом и «спрятан» под сиденье, поэтому кто-либо посторонний выдернуть силовой кабель не сможет.
— Заряжается он до 100% за 8 часов. Запас хода в среднем составляет 45—55 км на одном заряде. Однако есть возможность поставить дополнительно ещё один аккумулятор либо другой, большей ёмкости, и запас увеличится примерно до 90—100 км. Штатное ограничение по скорости — 40 км/ч. Так как эта техника скоростная и мощная, в ней установлены дисковые гидравлические тормоза. В электроскутере есть ближний и дальний свет, передние и задние поворотники, но «аварийки» нет — подразумевается, что они не будут ломаться! — смеётся Роман.
Включается электроскутер также либо с брелока, либо с ключа. После активации загорается дисплей «приборки» со всей необходимой информацией. Помимо скорости, пробега и заряда батареи, можно увидеть, на какой передаче сейчас работает скутер. А ещё бортовое меню отображает ошибки, например если сломалась ручка газа.
— После включения электроскутер находится в режиме паркинга. Это защита от детей. Плюс системой защиты выступает подножка. И самое интересное — крутая сигнализация. Если её активировать брелоком и кто-то попытается угнать транспорт, он начнёт «пищать» и вдобавок тормозить задним колесом.
Роман обращает внимание: эта техника — для езды с водительским удостоверением (достаточно категории АМ). И шлем обязательно необходимо надеть, чтобы на скутере кататься. Кстати, для хранения шлема дополнительно аппарат можно оснастить боксом.
— SmartBalance Sport — модель помощнее за счёт большего мотор-колеса на 3 000 Вт. Крутящий момент, соответственно, тоже выше, чем у модели Sport Plus.
— Батарея на 30 А·ч даёт максимальную скорость до 75 км/ч и больший запаса хода — до 80 км. В общем, по сравнению с предыдущей, эта модель на процентов 30 выигрывает в КПД и отдаче. Грузоподъёмность такая же — 200 кг, но разница в том, что здесь больший ход амортизаторов, поэтому скутер не будет сильно «проседать». Вдобавок, помимо трёх основных передач, есть функция заднего хода.
А наш тест-драйв показал: к особенностям управления электроскутером нужно немного привыкнуть… Мощность у них кажется необъятной с непривычки, газ чувствительный даже на первой передаче. Но проходит буквально пара минут, и ты нащупываешь его границы и несёшься с ветерком по дорожкам в парке!
— Минус в том, что на электроскутерах выезжать на дороги общего пользования запрещено. Возможно, в будущем такой транспорт станет регистрироваться и допускаться к движению, как и мотоциклы. Но пока данность такова: если хочешь ехать с максимальной скоростью — отправляйся на специализированные трассы. В городе на тротуарах то же ограничение — 25 км/ч.
А обслуживать надо?
Как и почти любую технику, электровелосипеды и скутеры необходимо держать в исправном состоянии — как минимум для безопасности.
— Чётких регламентов обслуживания подобного электротранспорта нет, ведь износ у каждого индивидуальный. Делается ТО по желанию покупателя и при необходимости. Цепь, переключатели, тормозная система, диски, колодки — всё это нужно проверять и менять. И мы своих клиентов не оставляем наедине с проблемами. У нас есть собственный сервисный центр, где мы работаем с гарантийными и негарантийными случаями.
Партнёрский материал
Компания «СмартБаланс» уже более 10 лет занимается продажей, обслуживанием и продвижением мобильного электротранспорта в Беларуси. В 2023 году начали выпуск техники под собственным брендом, а на данный момент в линейке SmartBalance® уже более 10 моделей электровелосипедов и скутеров. Всю технику можно протестировать в шоуруме, где на 200 кв. м представлено более 50 разных моделей. А ещё есть собственный сервисный центр, возможна рассрочка, доставка в любую точку Беларуси. Вся техника сертифицирована и ввезена официально.