Силовики выявили крупное мошенничество при строительство подземного «долгостроя» на Мавлютова. Сам объект вообще возник задним числом, а урбанисты считают, что подземка в этой части и не нужна горожанам.
Десятки миллионов разыграли на «мутных» тендерах
Уголовным делом закончилась проверка прокуратуры строительства пешеходного перехода на улице Мавлютова, длившегося почти три года. По мнению надзорного ведомства, заказчик принял работы, которые фактически не были выполнены. В отношении неустановленных лиц возбуждено уголовное дело за мошенничество в особо крупном размере.
Власти города объявили о планах строительства подземного перехода ещё в 2021 году. Причиной такого решения стало беспокойство за жителей. Подземный переход должен был позволить безопасно и удобно добираться до станции метро «Горки», больницы №18, международной школы и футбольного манежа «Максат», построенного в 2020 году.
Строительство подземного перехода с самого начала сопровождалось скандалами. Летом 2021 года ГКУ «Глававтодортранс» разместил на сайте госзакупок тендер на строительство данного объекта. Однако позже сотрудники Федеральной антимонопольной службы выяснили, что на территории уже вовсю кипели работы, хотя тендер еще не был проведен. Судя по всему, конкурс хотели провести задним числом. В итоге по требованию антимонопольщиков тендер отменили.
Но через месяц заказчик работ, «Глававтодортранс», снова объявил тендер на постройку подземного перехода на улице Мавлютова. На конкурс заявилась лишь компания «Мосты РТ», которая в итоге и стала победителем, получив контракт на 90 миллионов рублей. За эти деньги исполнитель должен был построить подземный переход, входную группу и лестничные сходы. Примечательно, что и по второму тендеру ФАС провела проверку и выявила те же нарушения — несмотря на то, что конкурс еще не был завершен, на территории также шли работы. Похоже, процесс закупок был лишь формальностью. При этом во второй раз антимонопольщики, выявив нарушение, отменять результаты тендера уже не стали.
Деньги освоили, а переход не построили
К идее построить на Мавлютова подземный переход урбанистическое сообщество изначально отнеслось неоднозначно. Так, авторы телеграм-канала «Казань Урбанчы» еще в 2021 году называли сооружение «чьей-то бессмысленной хотелкой». Высказывались мнения, что пешеходный поток в этом месте невелик, поэтому хватило бы обычного наземного перехода со светофором.
В довершение всего, подземный переход превратился в «долгострой». По госконтракту объект должны были сдать к сентябрю 2022 года. Но с этого времени минуло почти два года, а переход до сих пор не открыт и своим видом улицу явно не красит. Бетонные навесы не имеют внутренней отделки, ограждающие практически заброшенный переход заборы периодически покрываются граффити. На днях территорию перехода еще и затопило — сооружение уже успели в соцсетях сравнить с бассейном.
И еще одна странная деталь. Судя по сайту госзакупок, по контракту на постройку подземного перехода все работы выполнены. Заказчик подписал акты приемки-передачи и оплатил работы — последний транш по договору «Мостам РТ» поступил еще в 2023 году.
«Все мероприятия приостановили из-за вопросов с финансированием. Надеемся, что ситуация разрешится в скором времени и работы продолжат», — сообщала мэрия Казани в 2023 году в ответ на жалобы горожан в соцсетях на недостроенный переход.
Но власти не теряют надежды достроить обещанный еще к 2022 году переход. В мае состоялся тендер на проектно-изыскательские работы перехода на Мавлютова — причем в описании закупки указана пометка «корректировка». Похоже, будут исправлять прошлые ошибки. Конкурс выиграла казанская компания «Инвест», за исправление проекта организация получит 1,25 миллиона рублей. Денежные потоки на строительство перехода не иссякают.
Дорогой и проблемный проблемный переход построили зря?
Блогер-урбанист Дмитрий Сагдеев полагает, что проблемы перехода не только в его незавершенности, но и в нецелесообразности его строительства на этом месте. Трафик движения на улице Мавлютова крайне небольшой, и этот участок находится между двумя другими перекрестками, которые регулируются светофорами.
- Надеюсь, что прокуратура обратит внимание не только на приемку работ без их фактического завершения, но и на целесообразность расходования денег на строительство перехода в месте, где он не был нужен, — говорит эксперт в беседе с корреспондентом «Вечерней Казани».
Сагдеев также указывает на то, что проект перехода был максимально затратным. Например, все конструкции сделаны из железобетона, также предусмотрен лифт, хотя обычно в таких случаях потребности маломобильных граждан можно было бы удовлетворить установкой пандусов. К тому же, в городе и так существует проблема обслуживания лифтов в надземных переходах — они часто не работают.
В связи с этим собеседник издания предполагает: а не было ли строительство перехода именно в этом месте пролоббировано влиятельными родителями детей, обучающихся в международной школе?
Получить комментарии от компетентных ведомств и организаций по данной ситуации не удалось. Издание направило запросы в «Глававтодортранс» и республиканский Минтранс, но не получило ответа. В мэрии Казани посоветовали обратиться в Минстрой Татарстана, где сообщили, что строительство дорог и переходов не входит в их компетенцию. В «Мостах РТ» также не предоставили комментарий, сославшись на плохую связь.
Автор материала: Рамиль Акберов