Крестное знамение
Вопрос 433. Помысл также ночью и днем побуждает меня полагать на себя крестное знамение много раз непрерывно.
Ответ. Если бодрствуем над собою, то довольно к нашему сохранению и спасению лишь однажды полагать на себя крестное знамение – днем ли, ночью ли. Когда уверены, что первая печать действительно цела, то нет надобности в другой, ибо искать другой – значит, что не существует первой. Сие можно видеть и в мирских делах: если запечатано сокровище и первая печать цела, то нет надобности в другой печати. Но сие делают бесы, дабы ввести нас в уныние и малодушие, чтобы мы вовсе не могли и одного раза сделать что-либо с трезвением и чисто, а потому лучше сделаем немногое со страхом Божиим, чем многое со смущением вражиим, ибо сказано: «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых» (Пс. 36, 16). Говорю же сие на тот случай, когда при трезвении помыслы наносят нам беспокойство, понуждая сделать что-либо безвременно. Ибо, когда придет помысл оградить себя крестным знамением с радостью, а не из боязни или по какому-либо смущению, мы должны исполнить сие по возможности со страхом Божиим. Что делается по произволению, то преимущественно угодно Богу.
Вопрос 434. Если я положу на себя крестное знамение левою рукою, когда не могу сделать сего правою, то не будет ли это неприлично?
Ответ. Я теперь, когда хочу перекрестить правую руку, то делаю сие левою рукою.
.................................................
Леность
Вопрос 752. Авва попросил одного схоластика, мужа христолюбивого, который был любим отцами общежития, сделать необходимое и не терпящее отлагательства дело, потому тот схоластик имел обыкновение Бога ради усердно исполнять прошения их; но по действию диавольскому случилось ему облениться в исполнении этого дéла; авва же, скорбя о сем, вопросил того же старца: что я должен написать к нему?
Он повелел написать ему следующее. Знаем, что мы наносим тебе скорбь и стеснение, докучая о своем деле, но и ты оскорбляешь нас тем, что ленишься и ничего не делаешь. Скажи нам откровенно: не отягощаем ли мы тебя? И мы более не будем отягощать; если не через тебя, то и через другого Бог поможет исполнить нашу потребность.
Итак, постарайся о нашем деле или скажи нам, что не хочешь сего, то Сам Бог попечется о сем, и молись за нас.
Когда схоластик это услышал, то сердце его воспламенилось как бы огнем, и он искренно потрудился в просимом деле, молитвами отцов скоро получил в нём успех, и предстоящая потребность была тем удовлетворена, после чего, придя к отцам, он сделал им поклон и просил себе прощения.
Столько-то мощно слово сильного, слово, которое происходит от Духа Святого: оно всё совершает скоро, ибо «словá мудрых», говорит Писание, «как иглы и как вбитые гвозди» (Еккл. 12, 11); так и здесь: дело совершилось, и душа того человека исцелилась от лености – матери всех зол.
..............................................
Лесть
Вопрос 423. Когда хвалят меня люди или помысл в сердце, и сие тяготит меня, то как должно мне поступать с сим помыслом?
Ответ. Когда помысл хвалит тебя и ты не можешь избежать вреда, постарайся призывать имя Божие и скажи своему помыслу: Писание говорит: «Народ Мой! вожди твои (слав.: блажащие вас) вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили» (Ис. 3, 12). А что такая похвала, брат? Не что иное, как обольщение; послушай Пророка, который взывает о сем, говоря: «Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой» (Ис. 40, 6). А что принимающий похвалу человеческую не получает пользы, о том говорит Сам Владыка: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу» (Ин. 5, 44). Если же что-либо и бывает по Богу, то мы должны вспоминать сказанное: «Хвалящийся хвались о Господе» (2Кор. 10, 17), ибо Апостол, достигнув и великой меры, не хвалился в себе, но взывал, говоря: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь» (1Кор. 15, 10). Тому воистину да будет слава и великолепие вовеки, аминь.
...................................................
Лечение
505. Того же великого старца к тому же, когда он вопросил, должно ли употреблять врачевание.
Ответ. Брат! Те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят: «Во имя Господне вверяем себя врачам, да через них Бог подаст нам исцеление». А не прибегающие в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их.
Итак, если ты употребишь врачевание, – не согрешишь; а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Знай же, что хотя ты и ко врачам прибегнешь, но будет лишь то, что угодно воле Божией. Если же хочешь, то держи в памяти слово святого пророка Илии, которое он говорил [По указанию греч. кн. (4Цар. 1, 4, 16): «От одра, на негоже возшел еси, не имаши слезти с него, яко смертию умреши"], и будешь в тот день без попечения.
...................................................
преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
Симфония по творениям преподобных Варсанофия Великого и Иоанна
https://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioann/simfonija-po-tvorenijam-prepodobnyh-varsanufija-velikogo-i-ioanna/29