Моя покойная мама Ольга Кузьминична (1927-2012) однажды рассказала, как она в молодости отважилась прыгнуть с парашютной вышки. Вообще-то она очень боялась высоты, и не знаю, что ее сподвигло на такое приключение. Может быть, пример подружек, или юный задор ("а слабО попробовать?"), или мода на самолеты и парашюты, которая тогда была, как говорится, в тренде. Больше она никогда такого опыта не повторяла.
А парашютные вышки были реальностью тогдашней - теперь уже старой, в наших представлениях, - Москвы.
Скорее всего, на картине изображена вышка в Парке им. Горького. Сохранились архивные фото 1937-1939 годов, очень похоже, хотя конструкция вполне типовая.
Есть, конечно, и более поздние изображения, как фотографические, так и художественные. Очевидно, развлечение было популярным.
Существовали и конструкции несколько другого вида.
В частности, на Измайловском острове вышка, построенная тоже в 1930-х годах, выглядела не как китайская пагода, а как "факел", устремленный в небо. Согласно информации в сети, аттракцион работал чуть ли не до середины 1970-х годов, а потом вышка стояла заброшенная и была демонтирована только в 1985-м. Как ни странно, я вообще ее не помню, хотя постоянно ездила мимо этого места на троллейбусе или на трамвае (либо в школу, находившуюся на 7 Парковой улице - сейчас это Измайловская гимназия, либо в парк или из парка).
На острове я тоже довольно часто гуляю, но про вышку даже не думала - впрочем, гуляю я по другой стороне Серебряно-Виноградного пруда и внутри бывшей царской усадьбы. Вышка, очевидно, стояла примерно напротив Мостовой башни, но не на самом острове, а на берегу, где сейчас просто рощица и пешеходная дорога к метро.
Как работала вышка, показано на еще одной архивной фотографии, найденной в сети.
Наверху, как хорошо тут видно, был установлен кран. Парашют закреплялся на тросе, купол был заранее зафиксирован (не раскрыться он не мог!). Искатели острых ощущений забирались на вышку, надевали "сбрую", машинист разворачивал кран так, чтобы ветром человека не ударило о вышку - и можно было прыгать. Разумеется, с настоящим прыжком парашютиста с борта самолета или вертолета это не имело ничего общего, ведь при такой маленькой высоте у девайса не было возможности затормозить самостоятельно, эффект достигался механическими противовесами.
Но всё-таки, чтобы сигануть даже с такой вышки, требовалась, очевидно, немалая смелость. На последнем фото - парни в фуражках, очевидно, имеющие отношения к каким-то военным заведениям.
Однако девушки тоже прыгали, в том числе моя мама. Ни к авиации, ни, тем более, к космосу она не имела никакого отношения - по профессии была инженером-технологом, химиком, проектировала заводы по производству искусственного каучука. Правда, при командировках на эти заводы ей иногда приходилось залезать на высокие "колонны", и это тоже было развлечением не для слабонервных.
Эта статья будет выложена 27 июля - в день ее рождения.
Что касается парашютных вышек, то они, конечно, имелись не только в Москве, и отнюдь не ушли в историю полностью - такие аттракционы существуют и в наши дни. Но мне захотелось написать про старые вышки, которых больше нет.