Захотелось еще немного понудить по теме предыдущего поста о фигуре и фоне. Именно фоновым процессам, происходящим в тени основных событий, была посвящена программа «Намедни» с ее бессменным ведущим Леонидом Парфеновым. Леонид вообще мой кумир. Он был Дудем до Дудя еще в конце 80-х, когда вел программу «Портрет на фоне». Советую глянуть интервью с Титомиром https://www.youtube.com/watch?v=H4X2b7ndZ7s&t=1439s и грузинским хулиганом и профессором (вор в законе и доктор искусствоведения) https://www.youtube.com/watch?v=yq3GQUXc7fA&t=451s . Делал коллаборацию с "Коммерсантом" с конца 80-х, когда и слова такого еще не было,.
Потом Леонид начал заниматься буквально «черной магией» телевидения – придумал и сделал программу «Намедни». Особенно я кайфовал от программы в ее периоде 1993 – 1996 годов, когда она и по типу и по названию попала точно в цель, то есть в целевую аудиторию яппи - зарождающегося среднего класса. Тогда она называлась «Намедни. Неполитические новости за неделю». Общество после 91-93 годов устало от политики и экономических потрясений. С другой стороны, резко поменялась культура, появилась западная реклама, одежда от турецких челноков, в страну завезли потрепанные иномарки, приехали западные звезды. Программа была о самых значимых событиях, но не о сути явлений, а том, что находится вокруг них, исследуя актуальную культуру повседневности. Например, визит Королевы Соединённого Королевства Елизаветы II. Официальная часть показывала встречи и посещения Эрмитажа и Мариинского театра, а «Намедни» показала нелепые наряды встречающих, сочетающих турецкие кожаные пальто, безразмерные костюмы или плохо сидящие смокинги и галстуки- бабочки. Самое интересное было в анализе неформальных интервью после официальных приемов, где тогдашний Председатель Совета Федерации В. Шумейко активно нахваливал конституционную монархию, с уверенностью говоря, что в России скоро будет что-то похожее. Складывалось впечатление, что он забыл, что является представителем верхней палаты Парламента, отстаивающим по долгу службы республиканство, а не пресс- секретарем монаршей канцелярии.
Был интересный репортаж про стиль и антураж съезда партии «Наш дом Россия». Виктор Черномырдин на предвыборных плакатах 1995 года сложил руки домиком, показывая символ крыши. В программе пошутили про «крышевание» премьером всей России.
«Намедни» показывали совершенно другую Россию. Парфенов первым в России надевал на съемку розовые рубашки вместо белых и выходил в эфир небритым. Это было частью формата, который он называл «инфотейнмент» — новости через развлечение. Сарказм и юмор, который касался всех без исключения, даже самых высокопоставленных политиков был незлобным и очень тонким, подавался через призму бытовой культуры и анализа парадоксов и несуразностей. Сейчас такого не делают.
Вообще Леонид Парфенов всегда опережал официальные события и предсказывал социальное будущее, причем по косвенным признакам, как профессиональный доктор. Не случайно я назвал в начале статьи его программы магией. В 1996 году он почувствовал разворот от постиронии современной культуры и искусства к прямолинейному соцреализму и начал эпопею про «Старые песни о главном» с перепевом советских шлягеров. Эти перепевы мы слышим уже без малого 30 лет в разном исполнении. Сегодня будучи в кинотеатре, смотря анонсы будущих фильмов в рекламе перед киносеансом, я просто был шокирован тем, что ничего нового и актуального в этим году не будет, а нам представят только ремейки советской классики – от «Домовенка Кузи», «Летучего корабля» до «Гостьи из Будущего» с немного изменённым названием и "Волшебника изумрудного города". Так что голос из прекрасного далека теперь парадоксально звучит только знакомыми с детства мелодиями из прошлого.
Леонид одним из первых понял серьезность статуса иноагента и отказался от рекламы в своем youtube канале, чтобы не компрометировать рекламодателей и полностью перешел на систему донатов.
Леонид, дорогой, не беги так быстро! Остановись, дай нам догнать тебя!